...Дело вовсе не в закуске к пиву
Внимательные и пытливые умы, наверное, обратили внимание, что президент страны в последнее время почти не упоминает о государственной задаче годичной давности по удвоению ВВП. И дело тут не в сроках, которые изначально большинству специалистов представлялись нереальными. Проблема в условиях для подъема отечественного производства. Не то чтобы их не существует вовсе. Скорее, то, что существует, потихоньку уничтожается.
В злонамеренности подобных действий упрекать российское правительство было бы опрометчиво. Но, на наш взгляд, определенное правительственное лобби несколько узко понимает главную президентскую задачу. Либо понимает все правильно, но пытается обозначить в процессе ее решения важность чиновничьего присутствия, которое является первостепенным по отношению, собственно, к производству. Только подобного рода административно-иерархическими соображениями можно объяснить некоторые убийственные для предпринимательства постановления и приказы отдельных министерств и ведомств. Или наоборот - непоявление необходимых для развития производства постановлений.
К числу таких запутанных политико-финансовых конфигураций, загоняющих бизнес в тень, можно отнести ситуацию с усилением контроля над таможенной стоимостью ввозимых на территорию РФ товаров. То есть, в принципе, сам приказ ФТС N450 об усилении контроля таможенной стоимости, вышедший в феврале прошлого года, вполне логичен и, по идее, призван, во-первых, покончить с порочной практикой занижения таможенной стоимости, во-вторых, - увеличить сборы таможенных платежей. Однако при этом, в точном соответствии с печальной российской традицией, никто не удосужился просчитать возможные экономические последствия для российских предпринимателей, чье производство на территории РФ завязано на экспортное сырье. И, по какой-то злой иронии, именно их сырье угодило в группы товаров из профилей риска, определенных ФТС как приоритетные направления, на которых необходимо наводить порядок с таможенной стоимостью.
Ну а теперь от общего к частному. В редакцию "ЗР" обратился руководитель предприятия ООО "Сквид" Андрей ЯНЕНКО. На Владивостокской таможне "застряли" контейнеры компании с необходимым ей для производства сырьем. Речь - о мороженом филе гигантского кальмара, из которого фирма готовит знаменитые закуски к пиву "Шкипер Брук". Продукция, конечно, не стратегического значения, но тут важно знать, что компания - единственная в Приморье, которая занимается переработкой столь специфичного импортного сырья на территории края. Как ни странно звучит, но это так.
Аналогичная продукция других компаний производится либо из дальневосточного кальмара, который отличается по своим характеристикам от привозного, либо завозится из Китая в виде уже готового товара.
Для рядового потребителя большой разницы в происхождении продукции, наверное, нет. Но если мы продолжаем разговор о государственных задачах, то получается не очень приглядная ситуация: компания, которая занимается переработкой сырья на территории края, вынуждена ввозить его по такой же таможенной стоимости, что и компании, которые ввозят уже готовую продукцию из Китая. Причем китайские компании и приморский "Сквид" работают на одном и том же - южноамериканском сырье. Только при этом для китайских производителей в собственной стране существуют таможенные льготы на ввоз сырья, если готовая продукция отправляется затем на экспорт, а у нас, как вы знаете, таких льгот и послаблений нет.
Начальник отдела контроля таможенной стоимости Владивостокской таможни Людмила ТАЙБУЛИНА заверила "ЗР", что, в принципе, проблема решаема. Для этого руководителю компании "Сквид" необходимо при таможенном оформлении, в соответствии с законом "О таможенном тарифе", предоставить все необходимые документы и сведения, подтверждающие таможенную стоимость товара и, в частности, описать технологический процесс получения готовой продукции, а также привести в порядок контрактные документы. Но есть один момент, который заставляет усомниться в государственном подходе ФТС к защите интересов отечественного потребителя. В отсутствие необходимых документов, в том числе пунктов контракта и детального описания технологического процесса, "Сквиду" с легкостью "влепили" такую же таможенную стоимость - $2,5 за 1 кг сырья, что и китайским импортерам уже готовой продукции. Правда, Людмила Тайбулина объясняет сей факт не только отсутствием документов и сведений, подтверждающих таможенную стоимость, но и статистическими данными службы мониторинга ФТС, согласно которым объемы и стоимость экспорта из стран-контрагентов на данные виды продукции значительно выше того, что декларируется в России. А также вроде бы логичным предположением, что товар из Южной Америки должен стоить дороже, чем из Китая. Но ведь мы уже выяснили, что многие китайские производители, так же как и российская компания работают на одном и том же сырье.
То есть понятно, что к предыдущей таможенной стоимости в $1,25 за 1 кг сырья для компании таможня не вернется - тем более, что сырье кальмара, как и другие морепродукты, входит в профили риска. Это значит, что предпринимателю придется искать другие лазейки для сохранения конкурентоспособности своей продукции.
Вариантов здесь немного. Первый и очевидный - теневой: занижение официальных зарплат сотрудников (кстати, на предприятии занято около 550 человек), манипуляции с объемами реализации и т.д. Второй вариант - светлый: перенос производства на территорию Китая. Собственно, по второму варианту сегодня работают многие российские компании, и упрекнуть их в непатриотичности сложно. Вот вам и ответ на вопрос нового дальневосточного полпреда, почему у нас в крае сфера услуг развивается на фоне падения промышленного производства. Да потому, что развивать здесь производство невыгодно.
И дело тут не в закусках к пиву, происхождение которых, как уже говорилось, для рядового потребителя значения не имеет. Неразрешимое пока противоречие в самой системе, когда судьба отдельного производства решается в соответствии с математической задачей по приведению статистических данных в подотчетную норму. Не анализируются причины несовпадения данных, не принимаются дополнительные меры по защите отечественного производителя. Чем-то такой экономический подход напоминает прокрустово ложе.
Золотой Рог 14.02.06