06.02.06

Челнокам предлагают перестроиться

Традиционный челночный бизнес будет сворачиваться такой прогноз более пяти лет назад сделал Михаил Фрадков, будучи министром торговли РФ. Став премьер-министром, он принимает меры, чтобы прогноз сбылся.

Правительственным постановлением 29 от 23 января 2006 года внесены изменения в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования . В переводе с чиновничьего языка на нормальный это означает, что теперь человек может провести беспошлинно не 50 кг груза, как раньше, а 35. Снижена и периодичность беспошлинного ввоза с раза в неделю до раза в месяц.

Действия правительства, видимо, продиктованы борьбой с челночным бизнесом. Во всяком случае, министр экономического развития и торговли Герман Греф неоднократно говорил, что за челночную торговлю страна расплачивается потерей целых отраслей экономики. Официально Минэкономразвития заявляет: Данное постановление позволит таможенным органам упорядочить ввоз на таможенную территорию РФ товаров народного потребления, осуществляемый физическими лицами в рамках так называемой челночной торговли с использованием беспошлинных норм .

Попытки похоронить челноков как класс правительство уже предпринимало года три назад. Но это вызвало такой общественный резонанс, что запретительные меры решили отложить. А Президенту России Владимиру Путину в декабре 2004 года во время визита в Турцию даже пришлось успокаивать местных предпринимателей, говоря, что он не возражает против сохранения челночной торговли, но она должна носить цивилизованный характер. При этом подчеркнул, что важно не наносить ущерба людям, а создать им более удобные условия для деятельности. Надо полагать, в правительстве слова президента восприняли как руководство к действию и создали условия .

Челночная торговля в нашей стране возникла в начале 1990-х. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, в то время резко упростилась процедура выезда за рубеж по туристическим визам. Во-вторых, ввозимые физическими лицами товары не облагались пошлинами. Секретом Полишинеля являлось то, что эти товары, декларируемые как для личного пользования, в действительности предназначались для перепродажи. Миллионы россиян стали челноками . Власти на такое явление закрывали глаза, поскольку в условиях обвального падения уровня жизни челночный бизнес помогал снизить социальную напряженность в обществе. Но постепенно ввоз товаров для личного пользования достиг таких масштабов, что забеспокоились отечественные товаропроизводители. Выпускаемая ими продукция не могла конкурировать с дешевым ширпотребом, завозимым из Восточной Европы, Турции, Китая, Вьетнама.

Руководство одной новосибирской обувной компании даже пыталось проводить демонстрации под лозунгом Во имя пролетариата не покупай товары у пирата , доказывая, что один челнок лишает работы 10 12 человек, занятых в легкой промышленности. Отчасти это верно. Как верно и другое: в сфере челночного бизнеса, по разным оценкам, занято от 4 до 8 млн человек. В приграничных районах торговля стала основным источником дохода для многих жителей. Например, за 10 месяцев прошлого года читинские бизнес-туристы привезли из Китая товаров почти на 1 млрд долларов.

Конечно, челноков в чистом виде, то есть тех, кто привозит товар и сам его продает, наверное, уже не осталось. Многие из тех, кто начинал в 1990-х, заработали капиталы и открыли дело посолиднее. Большинство сегодняшних челноков ездят за товаром не для себя они выступают в роли наемных перевозчиков. Тем не менее, это их работа, дающая сносный доход. Что изменится в их жизни после введения ограничений? Можно с большой долей уверенности предположить, что челночить перестанут лишь некоторые, у кого есть возможность найти другую работу. Остальные будут продолжать ездить, вот только привозимые ими товары на наших рынках возрастут в цене. Помогут ли эти меры отечественным товаропроизводителям вопрос спорный.

Эксперт 06.02.06