Акцизы нервно курят
В Калининградской области сформировался нелегальный табачный бизнес
У многих курильщиков стран ЕС Калининградская область ассоциируется с
дешевыми сигаретами и челноками, которые переправляют этот нелегальный
товар через российско-польскую и российско-литовскую границы.
Незаконным бизнесом промышляют как жители депрессивных приграничных
районов эксклава, так и граждане Польши и Литвы. В основном табачные
челноки транспортируют сигареты в обход пропускных пунктов, отмечают в
Калининградской областной таможне. Это объяснимо: протяженность границы
Калининградской области с Польшей составляет 236 километров, протяженность
границы с Литвой - почти 290 километров, причем участок границы в 200
километров пролегает по берегам рек. Особой популярностью у нелегалов
пользуется российско-литовский участок реки Неман, через который почти
каждый день переправляют сотни и тысячи сигаретных пачек на плотах,
надувных и моторных лодках, в непромокаемых ящиках, которые тащит на себе
контрабандист в гидрокостюме.
Самый популярный способ нелегального провоза сигарет через пункты
пропуска - в тайниках автомобилей. Они могут располагаться в крыше, двери
багажника, запасном колесе, полостях задних сидений и других неожиданных
местах - в зависимости от фантазии и опыта контрабандиста. "К сожалению,
экономическая ситуация в приграничных районах Калининградской области,
Польши и Литвы оставляет желать лучшего, - комментирует "Российской
Бизнес-газете" ситуацию официальный источник в Калининградской областной
таможне. - Люди не могут найти работу и начинают перевозить через границу
сигареты, которые представляются наиболее очевидным и выгодным предметом
контрабанды".
В 2008 году сотрудники Калининградской областной таможни задержали
больше 190 тысяч контрабандных сигаретных пачек, в 2009 году - свыше 1,3
миллиона пачек, в прошлом году - больше 823 тысяч пачек сигарет. Такой
резкий рост объемов выявляемой теневой продукции в таможенной структуре
объясняют увеличением эффективности приграничного контроля. Однако есть и
другое объяснение - мировой финансовый кризис и ухудшение экономической
ситуации как в регионах России, так и в соседних с Калининградской областью
прибалтийских государствах.
Вот как может выглядеть простая арифметика сигаретной контрабанды в
глазах безработного жителя приграничного с Литвой Советского городского
округа. В марте этого года среднерыночная стоимость пачки сигарет марки Jin
Ling и Saint George в Калининградской области составляла около 17 рублей.
Оптом - дешевле. На "черном рынке" в Польше пачка Jin Ling стоит уже
1,3-1,5 евро, то есть в три раза дороже. Если же удастся провезти сигареты
в Германию, то на берлинских улицах, к примеру, такая пачка будет стоить
уже 2,5 евро.
Проблема сбыта нелегального товара тоже решается просто. Если нет
желания работать розничным продавцом сигарет на европейских улицах, в
Интернете на сайтах частных объявлений под заголовками "Куплю сигареты в
Польше" или "Куплю сигареты в Германии" всегда найдутся оптовые скупщики
контрабандного товара. Например, корреспонденту "РБГ" не потребовалось и
нескольких часов, чтобы договориться о поставке 150 блоков Jin Ling по 90
центов за пачку в Польшу и такого же количества сигарет стоимостью 1,3 евро
за пачку в Германию. Покупатель из Польши готов был приехать и забрать
товар в любой точке страны. Германский клиент предложил доплатить по одному
евро за блок, если корреспондент "РБГ" (разумеется, под именем простого
русского мужчины) привезет сигареты в конкретное место в паре сотен
километров от Берлина, где есть закрытый гараж. Предположительная выручка
от "спецоперации" в Польше составила почти 30 тысяч рублей за одну поездку,
единичный транзит контрабандных сигарет в Германию принес бы больше 50
тысяч рублей, или почти четыре средние зарплаты жителя Советского
городского округа.
Впрочем, одними только действиями инициативных жителей приграничных
районов контрабанда калининградских сигарет в страны Евросоюза не
ограничивается. Сигареты Jin Ling производятся в Молдове, Украине и на
табачном заводе в Калининградской области, однако жителям России и даже
производящего региона эта марка почти неизвестна. Сигареты, которые
считаются самыми популярными на нелегальном рынке в Берлине и немецкой
Рурской области, в Калининграде в свободной розничной продаже не сыскать
днем с огнем. Корреспондент "РГ" лично обошла больше 20 калининградских
торговых точек в поисках Jin Ling, однако наткнулась лишь на недоумевающие
взгляды продавцов и пару советов "поискать оптом".
Внешне пачка Jin Ling напоминает Camel, только вместо верблюда на ней
изображен горный козел. Раньше таких "козлов" производили в Китае и
поставляли в СССР по бартерному контракту в обмен на оборудование для
электростанций. Позже производство Jin Ling в Китае прекратилось, а право
на выпуск сигарет под этой маркой зарегистрировала российская компания с
головным офисом в Калининграде.
По оценкам агентства "Бизнес Аналитика", объем продаж калининградской
табачной фабрики в России в 2007 году составлял всего 0,1 процента от
общероссийского объема и ограничивался несколькими десятками миллионов
пачек в год. При этом, по информации самой компании, с 2006 по 2008 год
фабрика увеличила свои возможности по производству с 6 до 13 миллиардов
сигарет в год. Продукция калининградского табачного предприятия вывозится
за рубеж официально, с оформлением всех необходимых таможенных документов и
деклараций. Однако, если верить утверждениям европейских таможенников, в
легальную продажу в табачные лавки ЕС сигареты под маркой Jin Ling не
поступают в принципе. А вот нелегальные "горные козлы" были замечены в
Германии, Польше, Латвии, Великобритании, Турции, Болгарии, Нидерландах,
Италии, Румынии, Греции, Бельгии и Франции.
В Германии, например, немецкая таможенная служба по борьбе с
контрабандой за первые 9 месяцев прошлого года задержала 37 миллионов
сигарет под маркой Jin Ling, большая часть из которых была произведена в
Калининграде. По оценке специалиста по борьбе с контрабандой компании
Britisch American Tobacco Germany, который не пожелал раскрывать свое имя,
в 2008 году в страны Евросоюза были нелегально завезены около 5 миллиардов
сигарет Jin Ling, больше половины из них попало на "черный рынок" Германии.
Маршруты поставки нелегальных сигарет в Европу различны, отмечает немецкий
эксперт. В самом популярном случае сигареты из Украины, Белоруссии или
Калининграда через республики Балтии попадают в Чехию и Германию. Еще один
вариант - через Черное море и турецкую часть Кипра в Грецию и Италию или
через Балтийское море в Германию и Нидерланды.
Бум контрабандных сигарет в европейских странах связан с директивами
Евросоюза, закрепляющими рост минимальных акцизов на сигареты. Например, в
Германии с 2001 по 2006 год налог на табачные изделия поднимался 6 раз,
увеличившись в общей сложности на 70 процентов при уменьшении реальных
доходов работающего населения на 7 процентов. В результате потребление
контрабандных сигарет в стране выросло в два раза - с 10 до 21 процента.
В Литве и Польше в начале 2000-х сигареты стоили даже дешевле, чем в
России. Смена табачного курса произошла после 2004 года, когда
прибалтийские республики вступили в Евросоюз и приняли общеевропейские
директивы о росте налогов на табачную продукцию. Сейчас акцизы на сигареты
в Польше и Литве считаются одними из самых низких в ЕС, что не спасает
небогатые государства от мощных потоков контрабандных табачных изделий. По
подсчетам мировых компаний, торгующих табачной продукцией в Литве, теневой
рынок сигарет в этой стране достигает почти 40 процентов.
В рамочной Конвенции о контроле над табаком, озвученной на
международной конференции в Нью-Йорке в 2002 году, говорится, что
нелегальный рынок табачных изделий отбирает у бюджетов стран мира 25-30
миллиардов долларов неуплаченных налогов ежегодно. Свежие цифры,
"подогретые" планомерным увеличением акцизов на табак в странах ЕС, могут
быть в несколько раз выше.
Теневой табачный рынок России оценивается всего в один процент, а
акцизы на сигареты считаются одними из самых низких в мире. Поэтому тема
контрабанды российских табачных изделий в страны Евросоюза не встретила
энтузиазма у отечественных экспертов отрасли. С одной стороны, пример
калининградской табачной фабрики показывает, что сигареты, которые не
жалуют европейские таможенные службы, можно производить и продавать
легально, честно уплачивая налоги в российскую казну. Вопрос "как табачные
изделия с пометкой "произведено в Калининграде" попадают на "черный рынок"
стран Евросоюза" следует задавать не производителям, а оптовым покупателям
- иностранным компаниям, бороться с деятельностью которых должны не
российские, а западные таможенники.
С другой стороны, весной этого года российский минфин опубликовал
проект документа "Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов". Если его примут без изменений, до
2014 года минимальные ставки табачных акцизов в нашей стране вырастут не
меньше, чем в три раза. А значит, пачка Marlboro или Kent на отечественном
рынке будет стоить не меньше 2-3 евро. Учитывая покупательскую способность
российских курильщиков, всплеска подпольных табачных производств в России и
наплыва контрабандных сигарет из Китая, Украины и Казахстана нам не
миновать. И не исключено, что сигареты made in Russia, популярные на
"черном рынке" в странах ЕС, перекочуют и под российские прилавки.
Ульяна Вылегжанина,
Калининградская область
Российская бизнес-газета