21.02.06

Алкоголю предлагают полугодовую передышку

Срок действия старых акцизных марок хотят продлить

В Госдуму внесен законопроект, продляющий срок действия старых акцизных марок на алкогольную продукцию. По словам председателя думского комитета по экономполитике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, действие старых марок планируется продлить до 31 декабря текущего года. И хотя алкогольный рынок получает, таким образом, полугодовую передышку, производители и импортеры алкоголя все равно недовольны.

Напомним, что, согласно вступившему в силу с 1 января этого года новому закону об обороте этилового спирта, оборот алкогольной продукции со старыми акцизными марками разрешен лишь до 1 июля этого года. Однако, как уже неоднократно сообщала Газета , с начала этого года большинство производителей не сумели получить марки нового образца. В результате они были вынуждены остановить производство. Ситуация разрешилась только в начале февраля: новые марки начали выдавать производителям крепкого алкоголя. По информации производителей, недавно началась и выдача федеральных специальных марок для вина. Что же касается акцизных марок для импортной продукции, то согласно приказу Минэкономразвития их выдача должна начаться через неделю. Общие убытки в отрасли - несколько сот миллионов долларов, - поясняет президент Национального союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов. - Конечно, виноватых не найдут: никто не станет обвинять законодательные органы, да и все сейчас заняты восстановлением производства, не до исков . Не исключено, однако, что алкогольная отрасль все же померяется силами с госорганами в суде. Общественная организация Деловая Россия выступила с предложением о подаче коллективного иска. Мы ведем переговоры с рядом компаний, с тем чтобы наши юристы могли составить типовой иск, - говорит председатель Деловой России Борис Титов. - Конечно, предприятия могут бороться самостоятельно, но тогда есть риск получить обратный удар. Для того чтобы снять эти риски, мы и предлагаем объединение .

Но ни иски, ни предложенные законодательные инициативы, похоже, не решат тех проблем, с которыми еще предстоит столкнуться отечественной алкогольной отрасли. Так, полученные импортерами новые акцизные марки рискуют оказаться бесполезными. Дело в том, что на новые марки импортеры обязаны наносить штрих-код с информацией о продукции, которая, в свою очередь, должна передаваться в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Для того чтобы эта система работала, Федеральной таможенной службе необходимо установить специальный блок, чтобы информация могла доходить и до них, - рассказывает Осман Парагульгов. - Установка оборудования стоит порядка 60 млн. рублей, которые ФТС должно выделить правительство. Еще несколько дней назад этот вопрос решен не был . Другая проблема - невозможность реализовать продукцию со старыми марками. Как уже сообщала Газета , розничные сети с начала года стали отказываться принимать продукцию со старыми акцизами из-за невозможности ее реализации в установленные законом сроки. Даже водку невозможно продать за такое короткое время. А алкоголь стоимостью свыше 200 долларов за бутылку оборачивается минимум за полгода , - говорит генеральный директор ООО Коллекция вин Андрей Ткемаладзе. Мы выступаем за то, чтобы продукция со старой маркировкой вообще не имела конечного срока реализации, - говорит директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов. - Однако мы готовы пойти на компромисс и согласиться на увеличение срока до 2008 года. Сейчас мы уже составляем письмо в Госдуму, с тем чтобы они приняли наше предложение .

Едва ли подобные предложения будут приняты. Главным аргументом чиновников против введения бессрочной реализации является то, что подобная мера может привести к разгулу криминала и подделке старых акцизных марок. Если наши правоохранительные органы не в состоянии бороться с незаконным оборотом продукции, это еще не значит, что эту проблему надо решать за счет законопослушных производителей , - парирует Александр Романов.

Не исключено, что в ближайшее время ситуация в алкогольной отрасли еще больше обострится. Так, в некоторых регионах власти выступили с предложением вернуть аккредитацию производителей на местах. Это был единственный позитив нового законодательства! А теперь региональные власти опять пытаются вернуть себе утраченный контроль над отраслью. Не удивлюсь, если кто-нибудь в очередной раз вспомнит про акцизные склады , - возмущается Александр Романов.

Газета Gzt.ru 21.02.06