Автобусы нагрузят пошлиной по максимуму
Вопрос о введении пошлины совет ЕЭК будет рассматривать на заседании 10 сентября — проект решения был опубликован на сайте комиссии в пятницу. Речь идет об автобусах дальнего следования длиной не менее 11,5 м с 41 посадочным местом и багажным отсеком от 5 куб. м — такие, как правило, используются на междугородных и международных маршрутах, уточнил «Ведомостям» представитель ЕЭК. Нулевую ставку предлагается сохранить для автобусов класса «Евро-5» с мощностью двигателя более 308 кВт, габаритной длиной более 13 м, не более чем 55 посадочными местами, объемом багажного отсека более 12 куб. м, следует из материалов ЕЭК.
Повысить пошлину предложило Минэкономразвития еще в 2012 г., рассказал источник в ЕЭК. Это согласованная позиция федеральных органов власти, подчеркнул представитель министерства. Такая мера необходима для развития внутреннего производства автобусов дальнего следования класса «Евро-4», выравнивания конкурентных условий между иностранными и отечественными игроками, отметил он. «До недавнего времени в Таможенном союзе автобусы 4-го экологического класса никто не производил (российский автопром перешел на “Евро-4” лишь в этом году. — “Ведомости”). Теперь оно [производство] есть, и будет правильным инвестиции предприятий поддержать», — сказал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. Такие автобусы выпускают завод «Волжанин», предприятия группы ГАЗ и «Камаза», а также белорусский МАЗ. В Казахстане дальнемагистральные автобусы такого класса не производятся.
18%-ная ввозная пошлина не противоречит условиям ВТО — это максимально разрешенный уровень,
подчеркивает представитель ЕЭК. Постепенно ставка будет снижаться и в сентябре 2017 г. составит 10%, говорит он. Получить комментарии представителей правительств Белоруссии и Казахстана не удалось.
Увеличение пошлины ударит по импорту, который в России уже серьезно сократился из-за введенного с сентября 2012 г. утилизационного сбора (базовая ставка для автобусов — 150 000 руб. — «Ведомости»), отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По данным «АСМ-холдинга», в первом
полугодии импорт автобусов всех видов упал в 2,5 раза до 3262 шт., а его доля на отечественном рынке снизилась на 7,7 п. п. до 12,8%. Продажи автобусов в целом сократились на 16% до 26 888 шт. По данным «Автостата», в первом полугодии было продано 273 междугородных автобуса с числом мест более 46, большая часть — это китайские Higer и King Long, а также итальянские Iveco. Российские «Волжанин» и ГолАЗ (входит в группу ГАЗ) сумели продать в этом сегменте 17 и 13 шт. соответственно.
Конкуренция усиливается накануне Олимпиады, чемпионата мира по футболу и предстоящих тендеров, объясняет Удалов. Группа ГАЗ, например, в начале года сообщала, что для обслуживания магистральных маршрутов между олимпийскими объектами до конца 2013 г. поставит более 700 автобусов ГолАЗ на шасси Scania классов «Евро-4» и «Евро-5».
Увеличение пошлины скажется на цене импортируемых автобусов, но эффект для рынка оценить пока сложно, заметил представитель Man (входит в пятерку крупнейших импортеров, по данным «АСМ-холдинга»). В премиальном сегменте вряд ли произойдут серьезные изменения, добавил он.
Получить комментарии группы ГАЗ не удалось. «НефАЗ», входящий в группу «Камаз», концентрируется на производстве городских и междугородных автобусов класса «Евро-4», заметил представитель группы. Есть техническая возможность выпускать и «Евро-5», но спрос на такие машины в России незначителен, уточнил он.
Ведомости