09.04.10

Автопоезда отгонят к границе

Очередь из грузовиков в непосредственной близости от таможенного поста «Южный» несколько уменьшилась, но обстановка в Шушарах по-прежнему остаётся сложной. В ожидании оформления документов водители проводят в своих машинах несколько дней, владельцы грузов теряют миллионы рублей. Власти же борются с проблемой радикальными методами: в обозримом будущем в Петербурге останется лишь 3 таможенных поста, а оформлять грузы перевозчикам предложат подальше от города.

Ещё неделю назад количество фур в районе таможенного поста было настолько большим, что затрудняло движение по Московскому шоссе — грузовики стояли прямо на обочине на протяжении 5 километров. Ситуацией обеспокоилась губернатор Петербурга, после чего таможенники приняли меры: увеличили штат и время работы поста «Южный». Это отчасти помогло — вместо 700 большегрузных машин в Шушарах теперь одновременно находятся около 400. Для них даже перекрыли целую улицу — Николаевскую, где организована сервисная зона с туалетами и небольшим ларьком с едой и напитками (правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что ассортимент там весьма скудный). Да и время доставки грузов, по сути, не сократилось.

Водители грузовиков рассказали корреспонденту «Фонтанки», что время растаможки по-прежнему занимает несколько дней (пусть и не 5, как было совсем недавно), а очередь просто переместилась к границе: пограничники не пускают автомобили в Россию, ссылаясь как раз на огромные очереди на петербургских постах. «Меня пропустили только потому, что я везу корм для кошек и собак. Наверное, пожалели своих питомцев. А так с нашей стороны границы очередь растянулась на 7 километров, и ваши таможенники пропускают нас очень медленно. Некоторые стоят в общей сложности неделю», - рассказал водитель грузовика из Эстонии.

Между тем чиновники пеняют на перевозчиков, которым, как выяснилось, давно было предложено присылать декларации заранее. А также на таможенных брокеров, которые не поспевают за прыткими таможенниками. «Мы давно просим присылать нам электронные версии деклараций заранее, это значительно ускорило бы процесс. Ведь тогда автомобиль может и вовсе не заезжать на пост. А частный бизнес, таможенные брокеры за нами не поспевают, не умеют они так оперативно работать», - сообщил в ходе оперативного совещания на посту «Южный» замначальника Северо-Западного таможенного управления Юрий Лямкин.

«Мы приняли решение забирать декларации в 6 утра. Но брокеры всё равно доставляли их нам лишь в районе 10-11 часов. Теперь мы решили ввести воспитательные меры: если брокер принёс документы, но в течение суток не выпустил машину с поста, то стоимость простоя удваивается, то есть, будем бить по кошельку. А то у некоторых по 70 машин стоит, а выпускают они по 2 в день», - добавил генеральный директор компании «Совавто» Вячеслав Лазарян.

В то же время пресс-служба СЗТУ утверждает, что перевозчикам уже давно было предложено оформлять декларации подальше от Петербурга. Но несмотря на своевременное предупреждение со стороны таможенных органов, с начала марта участники ВЭД и транспортно-логистические компании продолжают направлять грузы в Петербург, где в настоящее время работают всего пять таможенных постов - «Шушарский», «Южный», «Красносельский», «Юго-Западный» и «Гатчинский».

«Даже при дополнительных мерах данные таможенные посты не в состоянии оформить ажиотажный поток желающих. Кроме того, скапливающийся транспорт затрудняет нормальное функционирование инфраструктуры мегаполиса и создает неудобства петербуржцам. Вместе с тем созданы все условия для таможенного оформления на внутренних постах Выборгской, Кингисеппской, Псковской, Себежской и Новгородской таможен. Северо-Западным таможенным управлением дано указание производить там таможенное оформление без выходных, в течение 12-часового рабочего дня», - говорится в официальном письме СЗТУ в адрес городских СМИ. В общей сложности на упомянутых постах в резерве есть 500-600 машино-мест. А ведь, по словам президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгения Москвичёва, простой в одни сутки обходится грузовладельцам в 3 тыс. евро. «Из-за этого товары становятся дороже, ведь всё это в итоге перекладывается на потребителя. Кроме того, 60% всех перевозок осуществляют иностранные компании. И скоро они могут начать предъявлять нам иски за «упущенную выгоду», - подчеркнул он.

Глава комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул, который уже давно мечтает удалить большегрузный транспорт с петербургских улиц, заявил, что внутри города должны остаться лишь офисы таможни и брокерских компаний, а само оформление грузов в обязательном порядке должно вестись в приграничных районах. «Нужно обязать перевозчиков пересылать заранее декларации в электронном виде. В век информационных технологий не обязательно всех тащить сюда. Это, конечно, не касается комплектующих для наших автозаводов и товаров народного потребления. Тем не менее, ещё одна площадка для растаможки всё равно городу нужна, Шушары явно малы», - считает чиновник.

Впрочем, часть участников рынка полагает, что «Южного» вполне достаточно. «Он может спокойно обрабатывать по 250 машин в день. Просто нужно сказать твёрдо: только электронный оборот документов. И точка», - заявил Вячеслав Лазарян.

Тем временем начальник СЗТУ Назип Галикеев отметил, что в перспективе в Петербурге должны остаться только два специализированных таможенных поста: выставочный в «Ленэскпо» и специальный «Автомобильный» пост, который будет специализироваться на очистке грузов, приходящих в адрес компаний «Ниссан», «Тойота», «Дженерал Моторс». Он откроется к концу апреля. «Мы хотим, чтобы был максимально загружен порт», - подчеркнул он. Остальные грузы, по словам Галикеева, должны идти через Балтийскую таможню.

Напомним, что результатом спецоперации ФТС России по выявлению канала контрабанды товаров потребления стало закрытие Выборгского и Пискарёвского таможенных постов. Кроме того, своей должности лишились глава Петербургской таможни Владлен Иванов и несколько его высокопоставленных подчинённых.

Павел Гинёв, Фонтанка.ру