Автопром меняет курс
Судьба отечественного автопрома будет решена окончательно к пятнице. Постановление правительства России N 166 именно 15 апреля 2005 года определило как крайний срок, до которого минпромэнерго, Минфин и министерство экономического развития и торговли должны будут определиться с понятием "промышленная сборка". Также необходимо будет четко обозначить условия применения этого понятия при ввозе автокомпонентов для производства иностранных автомобилей на территории нашей страны.
Именно те предприятия, которые будут соответствовать всем критериям, смогут практически беспошлинно ввозить множество автокомплектующих, необходимых для сборки автомобилей. Критерии пока не определены, скорее всего, они будут определяться размерами мощностей для сборки автомобилей, суммами, инвестируемыми в производство, а также наличием линий по сборке, окраске, сварке машин.
Перечень деталей, размер сборов на которые снижается с 12 - 15 до 0 - 5 процентов, весьма велик - к ним относятся части кузова, шасси, двигатели и навесное оборудование. Можно отметить, что иностранные автомобильные концерны не собираются доверять нашим российским заводам производство амортизаторов, генераторов, глушителей, кондиционеров и сидений, а что более обидно - таких мелочей, как некоторые виды подшипников и кнопочных переключателей. На автомобильные стекла, спидометры, зеркала, стартеры, провода свечей пошлина будет снижена до 3 процентов, а на сиденья и крепежные изделия - до 5 процентов.
Напомним, проект снижения пошлин на автокомпоненты рассматривался еще с прошлой осени. Активную поддержку ему оказали не только те представители автомобильных концернов, которые уже занимаются сборкой иномарок в России. Многие из тех, кто только собирается это сделать, заявляли о том, что именно вопрос о снижении пошлин на комплектующие может стать тем шагом, который спровоцирует их на положительные решения по поводу открытия заводов. Действительно, за последний год намерения построить на нашей территории автосборочные предприятия высказывали такие гиганты мировой автомобильной индустрии, как японские Nissan, Toyota, Mazda, европейцы Skoda, Volkswagen. Определенный интерес был проявлен со стороны Land Rover и DaimlerChrysler. Высшие российские чиновники также подтверждали свою заинтересованность в том, чтобы российский рынок представлял интерес для западных инвесторов - глава Минэкономразвития Герман Греф заявлял, что правительство "находится на завершающей стадии переговоров с несколькими крупными инвесторами".
Как у каждого проекта, у снижения пошлин на ввоз автомобильных комплектующих есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести тот факт, что для российских потребителей увеличатся шансы приобрести конкурентоспособный иностранный автомобиль по не слишком высокой цене. Открытие автосборочных производств будет происходить как на базе уже имеющихся отечественных автозаводов, так и с помощью создания производственной базы, что называется, "с нуля". Это повысит и инвестиционную привлекательность регионов, где будут открываться предприятия, а также позволит снизить уровень безработицы. Кроме всего прочего уровень тех автокомпонентов, которые обязаны будут производиться в России, постепенно будет повышаться, значит, коллапс отечественным производителям запчастей наверняка не грозит.
Есть, конечно, у этого процесса и минусы. Не секрет, что качество наших автомобилей довольно далеко от желаемого, хотя, казалось бы, собираются и "наши" иномарки, и те же "Волги" и "Лады" одними и теми же людьми. Поэтому чисто отечественная продукция на уровне подешевевших иномарок может оказаться неконкурентоспособной. С продукцией смежников может возникнуть та же ситуация, чреватая сокращением коллективов. С учетом того, что многие предприятия в этой сфере являются градообразующими, велика опасность социального взрыва.
Кстати, цены на машины могут и не упасть, так как те заводы по сборке, которые существуют сейчас, либо находятся на территориях с льготным налогообложением, либо уже пользуются таможенными льготами.
Снижать пошлины на автокомпоненты необходимо все-таки одновременно с увеличением пошлин на ввоз новых автомобилей. Таким образом мы сможем защитить отечественную промышленность. Наверное, стоит предусмотреть и сокращение ввоза автомобильных компонентов, имеющих нулевую таможенную пошлину, через определенный период времени. То есть у автопроизводителя появится выбор: либо покупать компоненты в России, либо продолжать ввозить их из-за рубежа, но уже полностью оплачивать таможенные сборы. А вообще-то все эти вопросы касаются не такого уж большого количества людей.
Согласно исследованию ROMIR Monitoring, только 21% опрошенных ответили, что они являются обладателями автомобиля, а у 78% жителей нашей страны собственного автомобиля нет вообще. Почти треть владельцев собственных автомобилей ездят на отечественных машинах старше 10 лет, в то время как новой иномаркой владеет лишь каждый 20-й. Следовательно, вопрос о том, насколько будут ниже цены на новые иномарки, которые начнут производить в России, волнует не так уж и многих. Более важно быть уверенным, что российская автомобильная промышленность смогла перестроиться на новые условия труда без существенных потерь. Как в материально-техническом, так и в социальном смысле.
Российская бизнес-газета 12.04.05