Беларусь. Как мы покупали машину, или Хождение перегонщика по мукам
У меня давно зрела мысль обзавестись внедорожником. Не "паркетником", а хорошей рабочей лошадкой. Отдельные дороги, по которым мне необходимо ездить в последнее время, требуют именно такой техники. А пока раздумывал над маркой "танка" и потихоньку собирал деньги, наступило то, что происходит сейчас в нашей стране...
...Если ждать 1 июля и повышения таможенных пошлин на автомобили, то (смотрим правде в лицо), свой внедорожник я вряд ли смогу приобрести еще через несколько лет -- одна растаможка на него будет исчисляться 24-мя тысячами долларов! Сейчас на эти деньги, если бы они у меня были, я могу приобрести два с половиной подобных внедорожника. Еще и осталось бы. На шашлыки.
Ложный выстрел
Эпопея с покупкой внедорожника началась с попыток отыскать того, кто поедет за ним в Германию. То ли плохо искал, то ли еще что, но находились не внушавшие доверия люди. И тут неожиданно хорошие знакомые засобирались в Европу на авторынок за автомобилем себе.
-- Давай и тебе привезем!
Отличный вариант! Беглый просмотр mobile.de. Обнаружены два варианта в Германии. Одолжил недостающие финансы. Люди уехали. Дни шли медленно, с СМС я просыпался, с ними же ложился спать. Вот себе купили авто по смешной цене, компаньоны -- тоже, одну даже продали, не доезжая Беларуси... А мои варианты... Ой, извини, ой, далеко, ой, хотим домой!!!
Беглый просмотр объявлений, разница в тысячу евро к немецким вариантам, найдены два подобных внедорожника в Польше. Они также имеют немецкое происхождение, но, видно по цене, продаются с маржой. По пути. Один можно посмотреть. Заехали. Посмотрели. Вариант устраивал, но... Суббота. Оформить невозможно. Кто туда поедет в понедельник? Никто! Это другой конец Польши, и друзья уже как не друзья стали окольно предлагать: «Тут мы узнавали, тут перегонщикам платят 100 евро за просмотренный вариант, и за пригон платят, и за...»
Не подходит. И вообще, если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам.
Белорусам не хватило штампов
Неделя на поиски нужных людей. Найдены. Едем втроем в Польшу, туда, где ближе, маленький городок в 120 км от границы. Ни у кого из нас нет опыта покупки автомобиля в Польше. Приезжаем. Владелец автомобиля, он же хозяин автохауса, первый раз продает машину в Беларусь. Состояние, близкое к идеалу, если такое возможно применить к почти 10-летнему средству передвижения. Торгуемся. Цена снижается на 500 евро. Подходит. Оформляться!
В маленьком городке уже все закрыто, едем в Люблин. Получаем документы на руки: купчую, паспорт и техпаспорт автомобиля, экспортное обязательство, свидетельство о техосмотре и польскую страховку.
Наш попутчик твердит, что мало документов, необходимо снять машину с учета. Все пожимают плечами, хозяин автохауса и юрисконсульт утверждают, что с учета никто машину здесь не снимает. Она будет снята с учета автоматически при пересечении границы и заверении при этом экспортного обязательства. Юрисконсульт уточняет, через какой переход мы будем вывозить автомобиль, и отправляет туда уведомление.
Приезжаем на переход. Выстаиваем очередь. Польские таможенники смотрят документы. «Да, видим, в базе отмечена. Да, выпускаем. Но ВАШИ вас не пропустят, а мы уже тоже не впустим, поскольку экспортное обязательство проштамповано». – «Почему белорусы не пустят?» -- «Не хватает штампов о снятии с учета».
Пипец! Поздно поворачивать назад. Едем дальше. Приезжаем на "Варшавский мост". Не хватает штампов! Выпустим. Оформляйте временный ввоз. Сумма залога равна сумме растаможки и кратна пятистам -- а это полторы тысячи евро. Дальше будете разбираться через "Белтаможсервис".
Внесли евро, выехали, машину отогнали на стоянку. И сразу бегом на работу, с которой удалось отпроситься на один день. Рабочий день после полутора суток автомобильного марафона, скажу вам, еще тот аттракцион! Сутки на отсып.
Уточняю в таможенном управлении, какие именно документы должны приехать из Польши. Отпроситься с работы не получается. Прошу моих компаньонов ехать без меня. Они съездили и привезли новый комплект документов, теперь с кучей штампов, и транзитные номера.
Сервис по-белорусски. Таможенный
Далее автомобиль поехал на склад временного хранения, находящийся недалеко от Каменецкого кольца. Обычно туда прибывают автовозы, но бывают такие, как у меня, исключения. Оформление автомобиля в брестском «Белтаможсервисе» -- не для слабонервных!
Как это было со мной? Сначала таможня на втором этаже, которой потребовалось по две ксерокопии на восемь документов. Ксерокопии можно сделать на первом этаже. Но сначала оплатить эту процедуру в отделении банка, выстояв порядочную очередь. Причем в конце всего оформления почти все ксерокопии мне вернули. Зачем их вообще надо было делать?
-- Приходите завтра, ближе к обеду, станете в очередь на оформление. На первом этаже.
К обеду следующего дня выясняется, что в эту очередь можно было стать еще накануне, а теперь мой номер в районе восьмого десятка. И отлучаться никуда нельзя. В зале имеется малюсенький монитор под потолком в углу, на нем высвечиваются фамилии тех, кто приглашается в одно из окон на оформление. Если человек не подошел, его "выкидывают"... в конец очереди! А очередь растет, как на дрожжах. Поэтому народ вынужден целый день бродить, сидеть, стоять, лежать, рисовать на бумажках, читать газеты, болтать, мучать кофейный автомат, выедать все в буфете, укуриваться до полусмерти на улице, но смотреть в этот монитор. Причем среди ожидающих почти полный спектр белорусских городов -- минчане, могилевчане, гомельчане, жители Орши, Барановичей...
Мне надо было на работу, плюнул, уехал. Приехал после 18.00. Оказалось, что здание было обесточено какое-то время, и очередь так и замерла где-то в районе 30-го номера. Свет включили, и все равно до моего номера так и не дошло. Впрочем, как многих и многих других. И куда иногородним деваться до утра? Где искать место на ночевку, когда ты находишься на глухом краю Бреста? А если прибыл на своих двоих в чужой город, да еще с немалыми деньгами на растаможку – представьте, как это все неприятно.
Утро следующего дня. Подал документы, доплатил разницу в растаможке (к собственному удивлению, в белорусских рублях, а основная часть, как вы помните, была внесена при въезде в Беларусь как залог, в евро), сбегал на склад временного хранения, чтобы сфотографировать VIN-номера автомобиля.
Сбегал, кстати, через лесок. Такой антисанитарии, как в нем, давно уже не встречал. И всё. Ждите оформления! А сколько ждать? Не ранее вечера. Но и вечер -- понятие растяжимое. Таможня работает до 22.00. Склад, где стоит автомобиль, и того позже. А вот отделение банка, куда вносятся все платежи (а у меня окончательный -- за хранение на складе), всего лишь до 21.00. Вот все и нервничают. Кому ж охота платить еще за одни сутки хранения автомобиля на СВХ и за ночевку! От нервов люди маются, занимают очередь в необходимое окно даже без полученных документов. К счастью, в тот вечер мне отдали документы -- и заплатить удалось, и автомобиль забрать. В последний мой приезд была замечена перемена -- установили больший по размеру экран, в котором идут ряды фамилий людей. Мелочь, а чуть удобней.
В «Белтаможсервис» мне пришлось съездить пять раз, и это все дополнительные расходы и погибшие нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются.
Но расслабляться рано. Впереди -- регистрация в ГАИ.
Тонировку сдирай ногтями
Жду субботы. Для кого-то выходной, для меня -- марафон с документами. Если вы один, то не рассчитывайте все сделать в тот же день, даже если приедете занимать очередь в 7 утра. В ГАИ надо ехать вдвоем. А лучше втроем, как мы и поступили. Один стоит в очереди на заявление, второй на сверку VIN-номеров, третий -- для подачи документов на регистрацию. Людей в зале регистрационного отделения ГАИ столько, что не только не протолкнуться, дышать затруднительно. Отстояв три часа, подходишь к сверке VIN-номеров... «Сдирай тонировку!» -- говорят нам сотрудники ГАИ и дружно удаляются на обед. «А как ее сдирать?» -- «А как хочешь!». Пришлось отковыривать ногтями, поскольку других подходящих «инструментов» под рукой не оказалось. Ну кто будет промышленный фен с собой в автомобиле возить? Варварство какое-то! Неужели невозможно предупреждать заранее об этой процедуре? Прошли сверку, теперь бегом давиться в очереди на сдачу документов, благо еще один наш друг выстоял ее почти полностью. Еще чуть-чуть -- и золотой ключик наш! В понедельник утром забрали техпаспорт и новенькие номера.
Теперь можно вздохнуть спокойно и подвести итог всей кампании. Кто-то может сказать, что в нашей истории ясно видны несколько промахов, которых можно было избежать. Да, имеются. Но мы – не перегонщики автомобилей, это никогда не было и не будет для нас бизнесом. А каждый пробивающий себе дорогу впервые обязательно сделает ошибки. На которых кто-нибудь поздней поучится. В общей сложности на мой внедорожник ушло три недели времени и почти ежедневной трепки нервов. А также дополнительных не заложенных в бюджет 300 евро расходов. И все равно, даже с учетом покупки в Польше, а не в Германии, Нидерландах, Бельгии и т. п. евростран, по цене автомобиль не достиг низшей цены продажи в Беларуси ни до ажиотажа, ни позже. Игра стоила того, чтобы в нее ввязаться. Вся эта история происходила до валютного коллапса и потому не принесла еще больших проблем, чем могла. А с оглядкою назад хочется вздохнуть с облегчением: мы успели!
Брестский Курьер