27.01.17

Белоруссия. Рэкет на таможне

«У меня не было выхода, я вынужден был давать взятки»

В Минском областном суде продолжается процесс по делу ошмянских таможенников, обвиняемых в многочисленных эпизодах получения взяток за беспрепятственный пропуск через границу фур с цветами (см. «БелГазету» N2 от 17 января). На минувшей неделе свою версию произошедшего рассказал обвиняемый в даче взяток гражданин Литвы коммерческий директор фирмы «Литовский транзит» Артур Тураев. По словам бизнесмена, он был поставлен в такие условия, что вынужден был платить.

Литовец хорошо владеет русским языком, от услуг переводчика отказался. К допросу в суде он заранее подготовился и после предложения прокурора Вадима Киселя дать показания в свободном рассказе открыл тетрадь и стал читать. Всего обвиняемых 16 человек, 11 находятся под стражей, остальные - под подпиской о невыезде.

«Хочу обратить ваше внимание на то, что ни с кем из проходящих по этому делу обвиняемых должностных лиц я не знаком, кроме Высоцкого Игоря Михайловича, которого я знаю как бывшего сотрудника пункта пропуска «Каменный Лог», - сообщил суду Артур Тураев.

Затем он рассказал о своем бизнесе: «Примерно в 2007г. я стал заниматься логистикой и транспортом, работал в Евросоюзе. В 2008г. открыл представительство в России, работа была успешной, перевозили различные товары. Компания росла, накопили опыт и капитал. Потом решили заняться перевозкой скоропортящихся товаров с транзитом через Беларусь. Речь шла о цветочной продукции, которая должна доставляться потребителю в течение 48 часов».

Цветы литовская компания начала возить из Голландии в начале 2013г. в адрес российских заказчиков, в основном в Москву. «Около шести месяцев работа шла нормально, - продолжает обвиняемый. - Потом начались проблемы: машины стали задерживаться, их отправляли на досмотр, проверяли, выгружали, пересчитывали, загружали обратно. Задержки доходили до четырех суток. А это было критично для скоропортящейся продукции, на пункте «Каменный Лог» отсутствуют условия для хранения: летом жарко, зимой очень холодно. Наши клиенты стали выставлять предприятию претензии за опоздание и испорченный товар. Одна машина с цветами стоит от $20 тыс. до $100 тыс. Клиенты предупредили, что если так и дальше будет продолжаться, то от моих услуг они откажутся. Я стал нести колоссальные потери, за год потерял примерно 400 тыс. евро. Если бы не проблемы на границе, то можно зарабатывать достаточно хорошие деньги. И Беларусь как транзитная страна могла получать только пользу».

«ТЫ ПОДУМАЙ!»

Пользу хотели получать и отдельные, наделенные властью на небольшом участке границы граждане этой страны. Они посылали сигналы литовцу, а он вроде как не понимал, чего от него хотят: «Водители которые перевозили цветы, сообщили мне: для того чтобы машины проходили быстрее таможню, мне надо связаться с неким человеком, который окажет мне содействие. Я принял решение ни с кем не связываться. Водители, вернувшиеся из рейса, говорили, что другие машины с цветами пересекают ПТО «Каменный Лог» без проблем. Кроме того, водители сообщили, что на ПТО существует платная дорога, т.е. таможенники сказали водителям: за то, чтобы машины с цветами оформлялись без задержек, нужно платить деньги».

Бизнесмен связался со своими российскими партнерами, обрисовал им ситуацию, но те ответили, что это не их проблема. Через некоторое время в офис компании в Вильнюсе пришел человек. «Литовец, он не представился, - повествует обвиняемый. - Он сказал, что пришел от человека по имени Игорь. На тот момент ко мне приходила информация, что я должен связаться с некими людьми, чтобы нормально продолжать свой бизнес. Он сказал, что если я не буду платить деньги белорусским таможенникам, то ни одна моя машина без проблем не проедет через белорусскую таможню, все они будут тормозиться. Также он сказал, что я должен передавать таможенникам по $350-450 за каждую машину с цветами. Я ему ответил, что все мои машины идут без нарушений и я не вижу смысла платить. Кроме того, у меня нет возможности платить такие деньги. Однако он настаивал на своем и предложил мне подумать».

По словам Тураева, он принял решение никому не платить и направил автомобили через пункт пропуска «Котловка». Но хитрость не удалась, машины не пропустили, завернули обратно. «Вернувшийся из рейса водитель сказал, - продолжает свой рассказа бизнесмен, - что ему дали телефон некоего Петра, мне необходимо с ним связаться для решения проблем. Я звонить не стал. С такими предложениями на меня выходили и другие люди, в том числе человек, представившийся бывшим сотрудником ОВД в Ошмянах, он тоже предлагал решить проблему. На меня было колоссальное давление со всех сторон. В первую очередь, со стороны заказчиков, которые угрожали прекращением работы, с другой стороны - разговоры различных лиц, которые угрожали, что машины не пройдут границу и будут стоять».

ВОТ И ГЛАЗА ОТКРЫЛИСЬ

Слушая литовского бизнесмена, казалось, что он человек с другой планеты. Какой-то детской наивностью веяло от его речей в зале суда. «Я никак не мог понять, почему складывается такая ситуация вокруг моих автомобилей, - продолжает Тураев. - В материалах дела нет ни одного документа о нарушениях со стороны предприятий, в чей адрес мы возили цветы. Практически все действия по созданию препятствий прослеживаются через все уголовное дело, они нашли подтверждение. Ознакомившись с делом, я понимаю, почему мои автомобили останавливались и углубленно досматривались. Высоцкий понимал, как заставить платить: он просил сотрудников отдела анализа и управления рисками Ошмянской таможни выставлять риски в отношении автомобилей, за которые он не получал денежные средства. В этом перечне были и мои автомобили. Вся эта информация есть в материалах уголовного дела. «Профиль риска» выставляли специально. Вспоминая нашу первую встречу с Высоцким, я теперь понимаю, почему он был так мне рад и предложил обменяться телефонами. Высоцкий фактически поймал еще одного цветочника».

С бывшим начальником отдела ПТО «Каменный Лог» Игорем Высоцким литовский бизнесмен познакомился осенью 2013г. Вот как состоялась первая встреча: «Приблизительно в конце сентября 2013г. я ехал в Москву на выставку цветов. При прохождении границы ко мне прицепился инспектор, я так понимаю, это был помощник Высоцкого. Он стал спрашивать, почему я так много везу атрибутики, куда еду, чем занимаюсь, стал говорить, что может меня развернуть. Когда я ему сказал, что занимаюсь перевозкой цветов, то он сразу изменил отношение, ушел, потом вернулся и сказал, что надо подойти к начальнику смены и решить, что со мной делать. В кабинете состоялось мое знакомство с Высоцким, он спросил, точно ли я занимаюсь цветами. Мы обменялись телефонами на всякий случай. Потом в конце 2013г. Высоцкий позвонил, предложил встретиться. Встретились в Ошмянах на автозаправке. Высоцкий сообщил, что покинул службу в таможенных органах, при этом он сказал, что имеет большой опыт, знает, как ускорить проход через границу моих грузов и как решить мою проблему».

Тураев делает паузу, перелистывает страницу тетради и с волнением в голосе читает: «Только сейчас я понимаю, что эти проблемы создавались искусственно. Высоцкий сказал, что я должен был давно понять, что граница контролируется, он имеет связи вплоть до генерала. Я должен платить деньги, чтобы автомобили ехали через границу без проблем. Высоцкий сказал, что я должен платить $350-450 за один автомобиль. В противном случае машины будут останавливать и досматривать, как раньше. Я сказал ему, что это очень дорого, стал объяснять, что моя прибыль не настолько велика. Высоцкий предложил подумать...»

Литовский бизнесмен подумал, и стороны договорились. Был установлен приемлемый тариф: за машину с цветами в горшках $150, за машину со срезанными цветами $250, в отдельных случаях, когда были цветы разных видов, ставка составляла $650.

«Мне ничего не оставалось, как платить ему $150-250, - констатировал Тураев. - Я думал, что буду платить только Высоцкому как представителю фирмы за решение проблем, он ведь был бывшим сотрудником таможни. На тот момент я не понимал, что деньги предназначались и другим таможенникам. Игорь Михайлович мне об этом не сообщал. Деньги, которые выплачивались Высоцкому, были из прибыли «Литовского транзита».

Договорившиеся стороны начали работать с февраля 2014г. Сотрудничество продолжалось до февраля 2015г. «Мои автомобили больше не стояли на границе по 2-4 дня», - сказал Тураев. Посредником в этой истории выступил менеджер фирмы Паолас, отправлявший на телефон Высоцкого смс-сообщения с номерами машин, которые нужно оформлять быстро. Он же после сверки и подсчета прошедших без проблем машин передавал деньги Высоцкому. За деньгами последний, по словам литовца, сам приезжал в Вильнюс. В одном случае деньги ему передал водитель на территории Смоленской области. Всего, как утверждает обвиняемый в даче взяток, деньги передавались 4 раза: 5 тыс. и 10 тыс. евро и $25тыс. и $28 тыс. По выводам следствия, через «Каменный Лог» без проблем «по платной дороге» прошло свыше 400 фур с цветами литовского перевозчика.

Свою вину Артур Тураев полностью признал и раскаивается. В заключение он сказал: «Сегодня я понимаю, что совершил большую ошибку, что нужно было сообщить в правоохранительные органы, что у меня фактически вымогают деньги. Я вынужден был согласиться на предложение гражданина Высоцкого под страхом того, что мои автомобили будут простаивать, товар будет портиться, я буду нести убытки, а фирма окажется на грани закрытия. У меня не было выхода, я вынужден был платить».

Дело ошмянских таможенников по-своему уникально. Если в ранних «коллективных» уголовных коррупционных делах на таможенной границе в большинстве своем речь шла о подкупе должностных лиц со стороны представителей бизнеса, заинтересованных в снижении своих налоговых и таможенных платежей, то в этом случае речь идет о циничном вымогательстве. Таможня «кошмарила» бизнес рэкетирским способом, пользуясь тем, что цветы - продукция скоропортящаяся, упрямиться - тебе ж в убыток, выбирай.

Справка «БелГазеты». Процесс в Миноблсуде начался 5 декабря 2016г. под председательством судьи Олега Лапеко. В получении взяток в составе организованной группы обвиняются 14 бывших сотрудников Ошмянской таможни, в числе которых бывший руководитель службы собственной безопасности и экс-замначальника таможни, бывшие начальники пунктов таможенного оформления и начальники отделов. Еще двое обвиняемых - гражданин Литвы коммерческий директор компании «Литовский транзит» Артур Тураев и индивидуальный предприниматель из Островца Павел Ревако - обвиняются в даче взяток таможенникам. Параллельно еще в трех районных судах столицы (Фрунзенском, Октябрьском и Партизанском) также рассматриваются уголовные дела по обвинению бывших ошмянских таможенников, по большей части рядовых инспекторов. Всего речь идет о 51 обвиняемом. По оглашенным материалам, общая сумма взяток составила $852 тыс. и чуть менее 20 тыс. евро. Фабула такова: участники преступной группы за взятки в нарушение таможенного законодательства осуществляли беспрепятственный пропуск крупных партий различных товаров через госграницу Республики Беларусь в пункте пропуска «Каменный Лог». Суммы взяток составляли от $250 до $3 тыс. за фуру. По выводам следствия, взятки платили и брали за прохождение грузов со свежими цветами на протяжении 2010-15гг. Всего таким образом из ЕС через Беларусь в Россию и Казахстан проскочило более 4,5 тыс. фур.

БелГазета