Белорусские таможенники ускорят проведение таможенных процедур для международных перевозчиков
В апреле т.г. в Ассоциации "БАМАП" прошло совещание, международных автоперевозчиков, представлявших все регионы республики, дирекции ассоциации с представителями Государственного таможенного комитета. Сопредседателями на совещании были заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк и генеральный директор Ассоциации "БАМАП" Александр Солощев.
Участники обсудили вопросы, возникающие в ходе выполнения перевозок внешнеторговых грузов, которые были озвучены международными автотранспортниками в ходе региональных собраний нынешнего года.
Одной из самых актуальных стала проблема сокращения простоя транспортных средств в ожидании въезда и таможенного оформления в пограничных пунктах пропуска Беларуси, особенно в выходные дни. По информации специалистов ГТК для решения этой проблемы была увеличена штатная численность сотрудников таможен, однако напряженной ситуации это не сняло. Большие надежды в этом плане возлагаются на использование предварительного электронного информирования. На данный момент, к примеру, на белорусско-польской и белорусско-литовской границах только 5-7% грузов проходит по этой процедуре. Сейчас предварительное электронное информирование, позволяющее сократить время простоев на границе, - процедура добровольная, однако в перспективе ее планируют сделать обязательной.
В свою очередь для сокращения времени ожидания перевозчики предлагали ввести таможенное оформление малоценных грузов по упрощенной процедуре. Кроме того, растамаживание таких грузов должно больше перемещаться на внутренние таможни, откуда впоследствии на внешние границы будет поступать информация о прохождении процедуры. Такой вариант после дополнительной проработки планируется провести в качестве эксперимента на территории подконтрольной Гродненской региональной таможне.
Практически все присутствующие были заинтересованы в решении вопроса с определением таможенной стоимости транспортных средств на основе контрактной стоимости и экспортной декларации, а также в исключении повсеместного применения таможенными органами каталогов ФРГ. На данный момент таможенные органы, чтобы исключить использование просроченных каталогов закупили изданные в первом квартале текущего года каталоги, и в 2010-м они будут приобретаться ежеквартально.
Большое внимание было уделено вопросу продления сроков действия свидетельств о допущении транспортных средств к перевозке под таможенными пломбами и печатями в любом ПТО Беларуси и выполнения этой процедуры без заезда в зону таможенного контроля. ГТК рассмотрит вариант, предложенный перевозчиками, о возможности проведения этой операции на ПТО при растамаживании грузов.
Также обсуждались вопросы об упразднении оплаты услуг, связанных с проведением досмотра по решению таможенных органов, а также об отмене обязательного заезда транспортных средств на терминал "Брестоблавтотранс" при выезде из Беларуси, о порядке продления сроков таможенной процедуры таможенного транзита и порядке заблаговременного допущения контейнера к международной перевозке, об организации смены тягача при перецепке без заезда в зону таможенного контроля. Одним из наиболее обсуждаемых стал вопрос снижения стоимости декларирования сборных грузов, порой она составляет до 10 процентов от цены фрахта, в связи с этим планируется рассмотреть вопрос о введении системы скидок. По заверениям специалистов таможенных органов, многие проблемные вопросы перевозчиков решатся в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
В ускоренном проведении таможенных процедур заинтересованы обе стороны: для перевозчиков они сократят временные затраты и издержки, а следовательно, увеличат их конкурентоспособность и экспортный потенциал республики, для таможенных органов - увеличат эффективность работы. Обе стороны отметили, что такие встречи автоперевозчиков с таможенными органами являются очень важными, помогают глубже взглянуть на проблемы и найти решение с учетом баланса интересов всех сторон. Сопредседатели совещания договорились согласовать на текущий год график таких встреч, в том числе в регионах. Подобная схема работы поможет быстрее снять многие проблемные вопросы прямо на местах. Пока же достигнутые договоренности будут оформлены соответствующим документом и подписаны сторонами для их реализации.
Trans-Port; 06.05.10