05.05.10

Белорусским автолюбителям дадут три года без права продажи

Беларусь нашла способ сохранить для физлиц действующие ставки таможенных пошлин. Ставки могут остаться на прежнем уровне, если страны-участницы Таможенного союза согласятся ограничить срок последующей продажи купленных гражданами автомобилей. Как заявил первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Гошин, «возможно, будет возвращено положение, ограничивающее право отчуждения автомобиля в течение двух или трех лет по действующим сегодня ставкам».

По информации ПРАЙМ-ТАСС, предложение ограничить физлицам возможность продавать автомобили не ранее, чем через три года после приобретения по действующим ставкам пошлин сейчас обсуждается странами-участницами Таможенного союза. При продаже в срок ранее трех лет с момента покупки надо будет уплатить пошлины по ставке как для юрлиц. Данное предложение готовится к рассмотрению Межгосударственного совета ЕврАзЭС — высшего органа Таможенного союза, заседание которого на уровне глав правительств пройдет 21 мая.

Автодилеры между тем почти не сомневаются, что для физлиц таможенные пошлины останутся на прежнем уровне. «По информации источников, скорее всего с 1 июля пошлины для физлиц не повысят. А какие-то дополнительные условия, как-то установление срока, в течение которого машину можно продать, вполне могут быть. Тем более такой опыт уже есть. В 90-х годах уже действовало ограничение на продажу автомобиля», — отмечает бренд-менеджер холдинга «Атлант-М» в Беларуси Илья Прохоров.

Если данные предложения будут оформлены юридически, это ухудшит положение автодилеров на белорусском рынке. «Повышение ставок для физлиц до уровня, который установлен для юрлиц, уже через год привело бы к восстановлению авторынка. Если повышения не произойдет, ситуация на рынке лучше не станет», — считает Илья Прохоров.

Для рынка новых автомобилей и дилеров, их реализующих, готовящиеся изменения не принесут ничего хорошего. На рынке бэушных автомобилей, по мнению Прохорова, существенных изменений не предвидится. «На мой взгляд, весь отложенный спрос, который существовал, уже перекрыт. То есть все, кто хотел купить автомобиль, уже его купил».

Самая идеальная ситуация, как считает Прохоров, — вернуться к условиям ввоза автомобилей для юрлиц, которые существовали до 1 января. «Надо вернуть пошлины до прежнего уровня. И если для физлиц введут ограничение по срокам продажи автомобилей, пусть такие же ограничения введут и для юрлиц, которые являются конечными покупателями. Для новых автомобилей три года — это срок, когда в большинстве случаев заканчивается гарантия. А в гарантийный период лишь небольшое количество владельцев продают свои автомобили».

Этого же мнения придерживается директор «Атлант-М Холпи» Александр Сколубович. «Либо повышайте пошлины для физлиц, либо отменяйте действующие ставки и верните их к прежнему уровню для юрлиц. Конечно, автомобили, ввезенные с учетом повышенных ставок таможенных пошлин, дилерам придется продавать себе в убыток, зато они смогут работать дальше».

По данным экспертов, за первый квартал импорт легковых автомобилей в Беларусь увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14% и составил более 44 тысяч автомобилей. В денежном выражении импорт вырос на 13% — до 267 млн. долларов. Основной объем импорта обеспечили физлица, которые ввезли чуть больше 43,5 тысячи автомобилей на сумму более 250 млн. долларов.

Что касается юрлиц, то в первом квартале они ввезли автомобилей в несколько раз меньше, при этом продажи на внутреннем рынке, по некоторым данным, составили 1500 автомобилей.

Из-за огромного количества автомобилей, ввезенных в Беларусь в том числе и для перепродажи в России, планируемое ограничение сроков продажи приведет к перенасыщению внутреннего рынка. По словам Сколубовича, это вызовет падение цен.

Однако многих потребителей даже такое казалось бы благоприятное развитие ситуации (пошлины — старые, цены — низкие) не устраивает. Как отмечают автолюбители, в течение трех лет может появиться множество причин продать купленный автомобиль. Например, чтобы решить финансовые проблемы¸ вызванные рядом обстоятельств, или купить другой автомобиль.

По мнению одного из автолюбителей, идея с ограничением сроков продажи будет законна только тогда, когда будут выполнены некоторые условия. В частности, граждане, которые ввезли машину до ввода новых пошлин, имеют право продавать ее как и раньше без ограничений (1 машина в год). Остальные граждане имеют право при ввозе машины выбрать: платить старые пошлины и иметь право продавать ее только через 3 года (включая Россию) или платить новые и продавать хоть в туже Россию через день.

naviny.by 05.05.10