23.03.10

Белорусы закупают иномарки впрок и для перепродажи

Автодилеры с тревогой ожидают 1 июля, когда для физических лиц значительно повысятся таможенные пошлины на легковые автомобили — до уровня, уже действующего в отношении юрлиц. По мнению экспертов, сейчас автомобильный рынок страны находится в состоянии отложенного спроса — то есть, тот, кто хочет купить машину, сделает это до 1 июля.

«По расчетам аналитиков холдинга «Атлант-М», если таможенные пошлины с 1 июля уравняются, подъем на авторынке в лучшем случае произойдет через год», — заявил бренд-менеджер холдинга «Атлант-М» в Беларуси Илья Прохоров.

С начала года продажи легковых автомобилей автодилерами сократились в несколько раз. Вместе с тем значительно активизировался канал поставок автомобилей на рынок физлицами. «Анализ общей ситуации говорит о том, что дилеры продают автомобилей в три раза меньше, чем ввозят физлица, — отмечает директор «Атлант-М Холпи» Александр Сколубович. — Например, за два месяца этого года в ГАИ было зарегистрировано 69 автомобилей «Мазда», из которых компанией были проданы только 15. Остальные 54 машины были импортированы гражданами самостоятельно».

«В текущем году, по нашим прогнозам, годовой объем продаж автомобилей «Мазда» составит около 200 штук. Из них в марте мы планируем продать примерно 20 автомобилей», — отметил А.Сколубович, подчеркнув, что, например, в декабре 2008 года было продано 240 автомобилей.

Значительное падание продаж и отсутствие большого спроса на автомобили на протяжении года, прогнозируемые экспертами, приведет к тому, что часть игроков попросту свернет бизнес. «Для дилеров в нынешней ситуации спасательным кругом является послепродажное обслуживание. Поэтому компании со слабо развитым сервисом, по всей видимости, будут вынуждены уйти с рынка», — считает Сколубович.

Многие дилеры были вынуждены свернуть инвестиционные программы в части строительства новых сервисных мастерских. При этом существенно ухудшилась привлекательность бизнеса в регионах. По мнению экспертов, вряд ли кто-то в регионах решится на открытие хорошего шоу-рума или сервисной мастерской.

Вместе с тем Сколубович не считает, что сложившаяся ситуация станет для дилеров поводом повысить стоимость сервисного обслуживания. «Повышать цены обслуживания рискованно. Финансовых ресурсов у населения больше не стало, по всем статьям семейный бюджет пересматривается, более того, граждане сейчас очень чувствительны к ценам. Дилерам, делая ставку на послепродажное обслуживание, надо стараться хотя бы выйти в ноль, чтобы поддержать свой бизнес».

Рост импорта иномарок за счет физических лиц, в свою очередь, отрицательно сказывается на бюджете страны, отмечают эксперты. По оценке Сколубовича, в течение первых шести месяцев этого года, пока для физлиц действуют старые правила ввоза автомобилей, импорт иномарок по самым скромным подсчетам может составить до 18 тысяч штук. Однако только в январе, по данным Белстат, в страну было ввезено более 7 тысяч иномарок. То есть импорт автомобилей за полгода может составить более 40 тысяч штук.

Но так как автомобили приобретаются за рубежом, соответственно, валюта поступает в бюджет других стран. Кроме того, сокращаются поступления налоговых отчислений в белорусский бюджет.

Подводные камни существуют и для самих физлиц-импортеров. Как отмечают игроки рынка, при покупке автомобиля у официального дилера владелец получает гарантию на него в зависимости от марки на 2-3 года. Вместе с тем на некоторые марки автомобилей, приобретенных у зарубежных дилеров и ввезенных в Беларусь самостоятельно, гарантийное обслуживание не будет распространяться. Это связано с техническими нюансами автомобилей.

Определенные риски связаны с намерениями граждан, купивших импортный автомобиль, в последующем перепродать его в России, когда заработает Таможенный союз. «По нашим оценкам, около 70% граждан инвестировали средства в покупку одного или нескольких импортных автомобилей для последующей их перепродажи на российском рынке. Однако, не исключено, что в связи с ожидаемым наплывом иномарок из Беларуси в Россию российская сторона попросту перекроет канал поставок за счет нетарифных ограничительных мер», — считает Сколубович.

Если это произойдет, то весь объем автомобилей (по разным оценкам, примерно 40-50 тысяч) полностью осядет в Беларуси. «Но потребность нашего рынка намного ниже», — отмечает директор «Атлант-М Холпи».

«В России в 2009 году было продано почти 1 млн. новых автомобилей, в Беларуси — 17 тысяч автомобилей или в 58 раз меньше. Но население Беларуси не в 58 раз меньше населения России, а только в 14 раз. И если бы не кризис и строительство Таможенного союза, то в течение 2-3 лет мы бы спокойно достигли уровня 50-60 тысяч новых автомобилей в год», — убежден Илья Прохоров.

naviny.by 23.03.10