19.04.05

Бизнес на компонентах

Российские производители автокомплектующих не собираются сдавать позиции

Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовали порядок предоставления таможенных льгот на автокомпоненты для промышленной сборки иномарок в России, сообщил вчера РИА "Новости" источник в МЭРТ. "Мы в минувшую пятницу досогласовали проект приказа, регулирующего промышленную сборку", -- сказал он. Представитель Минпромэнерго, в свою очередь, подтвердил эту информацию. Таким образом, вступил в силу порядок, который определяет понятие промышленная сборка автомобилей и регламентирует деятельность иностранных инвесторов на территории России.

Этот документ является приложением к подписанному 29 марта постановлению правительства, которое сводит к нулю таможенные пошлины на 95% комплектующих, ввозимых для сборки в России иностранных автомобилей, и без него постановление не может вступить в силу. Но даже если его примут, останется переждать девять месяцев, по истечении которых действующее в тестовом режиме постановление будет либо пролонгироваться, либо пересматриваться.

Привлечение инвестиций в российский автопром является ключевым вопросом при обсуждении нового порядка ввоза автокомпонентов в Россию. По мнению автопроизводителей, для того чтобы не превратить национальную промышленность в отверточную сборку для иностранных автомобилей, необходимы четкие критерии, определяющие понятие промышленная сборка , и серия нормативных документов, предусматривающих обязательства по созданию автосборочных производств и развитию автокомпонентой базы.

Российские автопроизводители -- и это неудивительно -- сходятся в том, что предоставление преференций в виде нулевых пошлин должно быть не только ограничено по времени, но и сопровождаться четкими условиями, предполагающими поэтапное сокращение импорта, -- в течение пяти лет локализация производства автокомпонентов должна составить от 30 до 50%. Все вместе это может дать импульс для развития производства базовых компонентов, необходимых не только иностранным компаниям, но и отечественным предприятиям для обновления модельного ряда.

Сейчас производство комплектующих для автомобилей выделилось в самостоятельную подотрасль, которая достаточно эффективно работает на задачу по удвоению ВВП . Если раньше производители комплектующих являлись подразделениями автосборочных производств, то сейчас, по данным Независимой ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК), в России насчитывается около 200 компаний, основной деятельностью которых является производство автокомпонентов. Почти четверть рынка отечественных комплектующих приходится на группу СОК , в которую входят предприятия Самарской, Владимирской, Рязанской и Ульяновской областей, Республики Башкортостан. В настоящее время СОК имеет около 37% доли рынка по снабжению АвтоВАЗа комплектующими. Предприятия группы поставляют комплектующие на заводы РосЛада , ИжАвто , ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, а также GM-АвтоВАЗ , Ford (Всеволожск) и другие автосборочные производства.

В прошлом году совокупная емкость рынка автокомпонентов, который состоит из первичного (поставка на конвейер) и розничного рынка (продажа запчастей), составила свыше 5 млрд долл. Около 3 млрд долл. приходится на конвейерные поставки и 2 млрд -- на вторичный рынок запасных частей. В свою очередь, объем производства автомобилей в России оценивался в 7,6 млрд долларов.

В ближайшие годы, по оценкам аналитиков, рост автокомпонентного производства будет не только идти в ногу , но и значительно опережать рост парка автомобилей. Особенно высокие темпы роста ожидает новый рынок -- производство комплектующих для новых российских автомобилей ( Калина , Приора ) и автомобилей иностранных концернов, локализовавших производства в России: GM, Ford, Renault, Hyundai, Kia. Однако вторичный рынок тоже имеет неплохие перспективы. И в первую очередь это обусловлено состоянием национального автомобильного парка, который насчитывает порядка 24 млн автомобилей. Действующий автопарк остается достаточно старым, и если каждый автовладелец тратит в среднем 200 долл. в год на приобретение запчастей, то емкость вторичного рынка к 2010 году может вырасти вдвое и достигнуть отметки в 10,5--11 млрд долларов.

Таким образом, производство автокомплектующих становится одной из самых динамично развивающихся отраслей машиностроения, едва ли не более привлекательной, чем производство самих автомобилей. Данная ситуация характерна для мирового автопрома: производители автокомпонентов имеют в целом значительно более высокие показатели отношения рыночной капитализации к выручке по сравнению с автопроизводителями. Вполне закономерно, что крупнейшие игроки будут стремиться в этот перспективный сегмент рынка.

Пока присутствие иностранных поставщиков автокомпонентов ощутимо в основном на розничном рынке, в то время как на конвейер до сих пор работали преимущественно российские поставщики. Во-первых, по большинству позиций импортная продукция не подходит к российским машинам, а во-вторых, она дороже отечественных аналогов. Это объясняет устойчивость позиций основных производителей -- таких как группа СОК , Руспромавто и холдинг Северсталь-авто .

Конечно, беспошлинный ввоз запчастей подстегнет развитие производства российских иномарок , но и здесь появляется поле деятельности для российских предприятий. По мнению аналитиков, рост промышленной сборки иномарок в России открывает дополнительные возможности для российских производителей автокомплектующих, которые смогут конкурировать с прямым импортом за счет низких цен и близости к потребителю.

В группе СОК считают, что противостоять наплыву импорта возможно: для этого необходимо расширение номенклатуры современных автокомпонентов и повышение качества продукции. В конце концов, дорогая логистика может свести на нет выгоды от обнуления пошлин. Просто для того, чтобы сохранить устойчивые позиции в меняющихся условиях, национальным компаниям придется пойти на серьезные инвестиции в переоборудование производственных мощностей, чтобы к 2010 году получить крупную долю нового рынка.

Время новостей 19.04.05