Бизнес отбивается от таможни
Бизнесу удается вполне успешно оспаривать неправомерные решения таможенных органов. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти за пять месяцев 2010 года отменил 70% постановлений таможни, связанных с нарушением таможенных правил, а в 2010 году все 88%. В арбитраже отмечают, что ни у одного другого государственного ведомства нет такого процента удовлетворения жалоб. Проблемой заинтересовалась транспортная прокуратура, которая после многочисленных жалоб со стороны международных перевозчиков решила выяснить, почему в последнее время выросло количество нарушений административного кодекса, фиксируемых таможней. Основной вывод экспертов — дела возбуждаются исключительно ради галочки.
Заместитель председателя Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмила Баталова вчера на «круглом столе» с представителями транспортной прокуратуры и перевозчиков привела статистику дел, связанных с оспариванием решений таможенных органов. По ее данным, в 2010 году было рассмотрено 3988 дел, связанных с нарушениями таможенных правил — отменено 3685 решений ведомства (88,4%), из 308 дел об обжаловании постановлений таможни удовлетворено 245 (80%). За пять месяцев 2011 года из 916 поданных бизнесом жалоб суд удовлетворил 739 (70%). «Статистические данные не оставляют сомнений — что-то неважно в этом королевстве. Ни у одного другого ведомства нет такого высокого процента отмены решений», — отмечает судья. При этом таможня продолжает активнее наказывать бизнес за административные правонарушения. По данным Северо-Западной оперативной таможни, за пять месяцев 2011 года было возбуждено 5704 таких дела, что на 10,7% больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Одним из основных противоречий между бизнесом и таможней является размер таможенной стоимости (ТС). Таможня постоянно пытается корректировать ТС, причем, по словам г-жи Баталовой, у Федеральной таможенной службы (ФТС) нет разработок, как определять настоящую цену того или иного товара. «Единственным источником для корректировок являются мониторинги самой таможни по неким странным поставкам», — говорит она. Поэтому участники ВЭД выигрывают в суде все дела, когда оспаривают корректировки ТС.
Больше всего перевозчики страдают от действий Балтийской и Выборгской таможни, отметил генеральный директор некоммерческого партнерства «Гильдия Провэд» Руслан Кисс. По его словам, «сейчас декларации пошли в электронном виде, в некоторых есть чисто технические ошибки». «Из-за суммы 10 тыс. руб. могут изъять весь груз стоимостью в миллионы рублей», — сообщил предприниматель. В результате дорогой товар полгода лежит на непонятном складе, предприниматель платит штраф 5 тыс. руб. и большую сумму за хранение товара. На одном таком складе за две недели хранения фуры с мебелью попросили 72 тыс. руб. и отступили только после прокурорской проверки.
Часть дел по корректировке таможенной стоимости в сторону ее увеличения заводится на основании взвешивания фур на границе. Однако юрисконсульт Ассоциации международных автоперевозчиков заявил, что у таможни на выборгском направлении нет ни одних сертифицированных весов.
Первый заместитель северо-западного транспортного прокурора Игорь Зайцев считает, что большинство из дел, возбуждаемых таможней, является малозначительными. «Таможня может прекращать такие дела сразу, закон ей это позволяет, — говорит он. — А то получается издевательство над законом».
Начальник Северо-Западного таможенного управления Назип Галикеев на круглый стол не пришел, несмотря на приглашение. «Либо таможня не готова к общению, либо ее не интересует тема обсуждения», — резюмировал г-н Зайцев.
ИА РБК Санкт-Петербург