Бизнесмены сократят пробки на границе
Пока правительство Латвии при упоминании проблемы c многокилометровыми пробками на КПП Терехово и Гребнево лишь бессильно разводит руками, бизнесмены берут инициативу в свои руки. Сразу две компании заявили, что в их силах одним махом сократить обе очереди как минимум на пять километров. И первый реальный шаг уже сделан. Однако дело тормозит бездействие правительства, которое пока не может организовать систему электронной очереди.
Ситуация с автомобильными пробками на границе Латвии и России на прошлой неделе представляла собой следующее. В субботу в очереди на контрольно-пропускных пунктах Терехово стояло около 1000 машин (пробка более 30 км), в Гребнево 400 (пробка более 12 км). Продолжается хождение по мукам дальнобойщиков, которые вынуждены жить в антисанитарных условиях. Лишь отчасти облегчить их положение помогла таможня, выделив 47 тыс. латов на содержание 35 биотуалетов и 35 мусорных контейнеров.
Однако, как утверждают латвийские бизнесмены, в их силах одним махом сократить обе очереди на пять километров. Только вот государство пока не идет навстречу.
Инициативу проявили компании Austrumu kravu terminalis и MS Sistemas, названия которых связывают с группой Parex. В их распоряжении находятся земельные участки у КПП Терехово и Гребнево, на которых они запланировали многофункциональные автостоянки общей стоимостью 5 млн. латов. На каждой из них для водителей грузовиков будут доступны душ, туалет, столовая, гостиница, а также услуги складов и таможенных брокеров. Благодаря системе предварительного декларирования грузов дальнобойщики смогут существенно экономить время при прохождении границы.
Как сообщил член правления MS Sistemas Евгений Третьяков, его компания уже открыла первую очередь стоянки на КПП Гребнево. На площадке в 8 тысяч кв.м размещается до 100 грузовиков, в перспективе 150. Как утверждают представители предприятия, это могло бы сократить очередь фур примерно на 5 км.
Но увы несмотря на многокилометровые очереди, площадки пустуют. Причиной тому отсутствие реакции со стороны государства. Дело в том, что дальнобойщики не могут пока пользоваться стоянкой, так как в этом случае они сразу теряют место в очереди. Ведь талоны, которые ныне раздает водителям таможня, теряют силу при выезде из общего строя.
Чтобы этого избежать, требуется ввести электронную очередь. Как именно она станет работать, внятно никто объяснить не смог. Однако, предположительно, она будет напоминать систему обслуживания клиентов в банках. Проще говоря, каждый водитель получает порядковый номер и ждет на площадке, пока не увидит его на электронном табло. Но, к сожалению, ввести подобную практику можно только при поддержке со стороны таможенной и пограничной служб. А переговоры инвесторов с этими ведомствами только ведутся, причем уже довольно долгое время.
А пока же ситуация на границах продолжает ухудшаться. Причем чем ближе Новый год тем хуже. Ведь именно в ноябре-декабре наблюдается самый большой наплыв грузов на границу. К примеру, руководство Лудзенского района решило с 1 ноября объявить чрезвычайное положение: стоящие на дороге Лудза Зилупе Гребнево автомобили практически парализовали жизнь в регионе. Они ухудшают обзор и машины вынуждены использовать встречные полосы, что не соответствует правилам безопасности. В случае если объявление чрезвычайной ситуации не подтолкнет правительство к реальным действиям, то, возможно, дорога на Гребнево для дальнобойщиков будет попросту заблокирована.
Бизнес & Балтия ; 30.10.06