15.10.12

Бизнесу рассказали о перспективах электронной ветсертификации

Переход на электронные ветеринарные сертификаты позволит создать систему прослеживания продукции на всем ее пути от производителя к потребителю, отмечают в Россельхознадзоре.

Ведомство разработало проект нормативного документа, регламентирующего процедуру электронной ветеринарной сертификации, – «Правила электронной ветеринарной сертификации поднадзорной продукции». Перспективы внедрения и непосредственного применения Правил обсуждались 11 октября на рабочем совещании заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николая Власова с представителями бизнес-сообщества.

Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Россельхознадзора, Николай Власов обратил внимание участников встречи на то, что внедрение электронной системы сертификации сделает услугу бесплатной, упростит взаимодействие бизнеса и контролирующих органов. И самое главное – при использовании электронной системы заявка на выдачу сертификата запускает механизм отслеживания происхождения и перемещения продукции. Фактически электронная ветеринарная сертификация решает задачу создания единой системы прослеживания продукции на всем ее пути к потребителю. «В глобальном смысле внедрение системы позволит существенно снизить как риски для здоровья потребителей, так и экономические риски для отрасли в целом, исключив попадание в торговый оборот недоброкачественных и незаконно произведенных товаров», – считают в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В качестве основы предлагается использовать Государственную информационную систему «Меркурий», которая позволит ветеринарным службам России и других стран Таможенного союза работать в едином информационном поле и контролировать перемещение живых животных и грузов животного происхождения по всей территории ТС. По словам заместителя руководителя Россельхознадзора, коллеги из Беларуси и Казахстана принципиально поддерживают внедрение системы электронной ветсертификации. В настоящее время прорабатывается механизм их участия.

Вместе с тем в Правилах предусмотрен раздел «Предоставление доступа должностным лицам ЕврАзЭС». «Даже если на уровне КТС не будет принят этот документ, то в силу того, что мы этим пользуемся, мы предоставляем им средства удостоверения. И мы сможем внести в соответствующие акты ТС изменения, которые позволят использовать эту систему. А если Казахстан решит присоединиться, то это может пройти как регламент Таможенного союза», – отметил Николай Власов.

Он сообщил, что в ближайшее время Правила будут направлены в Минсельхоз для согласования, после чего, по сложившейся практике, проект приказа появится на официальном сайте ведомства.

По словам заместителя руководителя Россельхознадзора, в приказ предлагается ввести две нормы: «Первая – выбор между бумажной сертификацией и электронной в срок до 1 января 2014 года осуществляет владелец продукции. Вторая – после 1 января 2014 года сертификация продукции производится исключительно в электронном виде».

Представители бизнеса предложили предусмотреть поочередное введение в действие системы по отношению к разным видам продукции. Николай Власов в свою очередь заявил: «Нет ничего страшного в том, чтобы прописать поэтапное внедрение. Мы готовы согласиться с тем, чтобы вводить переходный период по видам продукции. Но при этом начать с того, что представляет наибольший риск – это сырые продукты. Не сырье, потому как сырье в ретейл не идет, а сырые продукты».

Заместитель руководителя Россельхознадзора отметил, что интерес ведомства как надзорного органа, прежде всего, заключается в обеспечении прозрачности оборота продукции. В частности, Николай Власов заявил: «Задача и цель, которые мы перед собой ставили, – это не только решение вопросов ветеринарного надзора. Это очевидно необходимая задача создания национальной системы прослеживаемости продукции животного происхождения и животных – от поля до прилавка. Так сложилось, что ветеринарная сертификация – это единственный механизм в Российской Федерации, который позволяет на сегодня это сделать. Применительно к сегменту готовой продукции о ветеринарном надзоре в смысле распространения заразных болезней животных речи не идет, потому что их там не останется».

Но вместе с тем Николай Власов высказал мнение о том, что «если делать систему нормальной, то в смысле трассировки должно учитываться абсолютно все, в чем есть компонент животного происхождения». «Однако это не предполагает надзора, это основа прослеживаемости в случае, если приходит сигнал, что в торговлю ушла зараженная продукция и нужно оперативно ее оттрассировать… Исходя из этого вся продукция, содержащая компоненты животного происхождения, должна прослеживаться. А в идеале – все, что человек ест. Должна быть система, позволяющая определить источник угрозы. Это и есть защита пищевой пирамиды. При этом если система контроля в отношении какого-то вида товара такова, что она существенно препятствует развитию отрасли, то лучше пусть ее не будет. Но если мы сумеем сделать механизмы, которые не препятствуют, а способствуют развитию, пусть они будут везде, почему нет? У нас две задачи – убрать товар из оборота в случае, если мы обнаружим, что он не должен туда попасть. Или найти источник инфекции или отравления, когда это выявлено уже на финальных стадиях оборота продукции. Вот поэтому нужна сквозная прослеживаемость», – заявил представитель Россельхознадзора.

По мнению Николая Власова, концепция работы системы такова, что она не вводит ветеринарный контроль в привычном понимании, а снимает. Последний этап ветеринарного надзора как такового заканчивается при сертификации продукции у производителя, так сказать, на выходе с завода. Дальше ветеринарного надзора в привычном понимании нет. Далее следует прослеживаемость, то есть ветеринарные меры защиты реализуются путем недопущения в нормальный товарооборот нелегальной, непроверенной продукции.

Фактически, как отметили в федеральной службе, контроль передается хозяйствующим субъектам, которые в системе указывают аккредитованных лиц. И уже они в свою очередь становятся поднадзорными ветеринарному надзору. Причем Россельхознадзор как контролирующий орган следит за их деятельностью в основном по результатам того, что они делают в системе. Каждый последующий участник оборота контролирует предыдущих. Это дает возможность снизить интенсивность государственного контроля, что и реализовано в Правилах, обратили внимание в Россельхознадзоре.

РИА Fishnews.ru