C таможней добром не получится
Представители Социально-консервативного клуба «Гражданская платформа» предлагают внести изменения в уголовное законодательство в связи с введением единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана.
«После создания Таможенного союза появилась необходимость пересмотреть некоторые положения Уголовного кодекса. В первую очередь это касается статьи 188 УК «Контрабанда». В прошлом году было выявлено более трёх тысяч таких преступлений, осуждены 1744 человека. Но есть два постановления Конституционного суда от 2008 и 2010 годов, согласно которым первая часть статьи 188 УК РФ признана несоответствующей Конституции», – рассказал на встрече в Центре социально-консервативной политики заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров. По его словам, в нынешней редакции этой статьи «перемещение товаров в крупном размере» считается контрабандой. Конституционный суд постановил, что только сокрытая сумма может составлять контрабанду и считаться преступлением.
Корректировка статьи УК может стать частью реформы уголовного законодательства. Соответствующий законопроект рассмотрят в ближайшее время. Депутаты намерены исключить первую часть этой статьи из Уголовного кодекса. По их мнению, обычно нарушения при перемещении товаров через границу происходят из-за уклонения от уплаты таможенных платежей. Но ответственность за это предусмотрена в статье 194 УК «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». Законодатели обращают внимание на то, что большинство осуждённых по статье 188 декларировали стоимость ввозимого в страну товара, но, по мнению сотрудников таможенной службы, занижали цены. Это ляжет в основу уголовного дела – и человека судят на основе его же декларации.
Участники дискуссии отмечали, что в процедуре таможенного оформления заложена высокая коррупционная составляющая. На границе предприниматели успешно проходят контроль – и таможенный, и пограничный, и миграционный, и радиационный. Потом выясняется, что товар задекларирован с нарушениями. Происходит это из-за того, что в статье 188 есть фраза «недостоверное декларирование», которая в зависимости от конкретной ситуации трактуется представителем таможни. Именно он по своему усмотрению определяет «реальную» стоимость импортируемого товара и может указать на занижение стоимости.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Валерий Драганов убеждён, что таможенно-тарифная политика в рамках Таможенного союза является ключевым фактором развития конкурентоспособности. «Разумная политика приведёт к созданию нового высокотехнологического производства, но сейчас необходимо добиваться, чтобы коммерческая скорость нашего транспорта на таможне не отставала в 12 раз по сравнению с США и в 19 раз по сравнению с Европой», – убеждён депутат.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям Игорь Игошин считает, что проблема контрабанды особенно актуальна для России. Например, на рынке товаров лёгкой промышленности контрабанда и контрафакт занимают 40–50 процентов. Из-под налогообложения выводятся товары на сотни миллиардов рублей. Это наносит колоссальный ущерб и бюджету, и отечественным производителям, а заодно и целым регионам. По мнению депутата, для усиления контроля за передвижением товаров необходимо обеспечить надёжность работы внешнего таможенного контура на границе Белоруссии и Казахстана с другими государствами. Это позволит снизить риск поступления неучтённых товаров на внутренний рынок.
Парламентская газета