Число беспошлинных деталей в иномарках будет ограничено
Вчера в распоряжении "Ъ" оказался последний вариант документа, регламентирующего понятие "промышленная сборка" и порядок применения постановления об отмене ввозных пошлин на автокомпоненты, принятого в марте. Проект обязывает автопроизводителей сократить число импортных деталей в иномарках на 10 % через 3, 5 года после начала сборки в России. По сравнению с действующими требованиями, предусматривающими 50-процентную локализацию через пять лет, эти условия более либеральны. Впрочем, у лоббистов отечественного автопрома еще есть время изменить эти цифры - проект будет внесен в правительство 15 апреля.
Напомним, 29 марта было подписано постановление правительства N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки". В перечне 61 позиция, по большинству из них пошлины отменены совсем, на несколько деталей снижены до 3-5 %. Документ должен вступить в силу после того, как будут приняты правила, регламентирующие понятие "промышленная сборка". Большинство российских автопроизводителей (АвтоВАЗ, "Руспромавто", группа СОК и др.) выступали против отмены пошлин на автокомплектующие, ссылаясь на то, что это поставит крест на отечественной индустрии автокомпонентов, поэтому единственным шансом отстоять свою позицию для них оставались критерии промсборки.
Однако, как стало известно "Ъ", МЭРТ, Минпромэнерго и Минфин готовят к подписанию документ, максимально упрощающий жизнь автосборочным производствам. Чтобы воспользоваться льготными пошлинами, инвестору необходимо подписать соглашение с правительством, в котором будет содержаться обязательство не позже чем через 18 месяцев наладить сварку, окраску и сборку кузова. Проектная мощность производства должна быть не менее 25 тыс. автомобилей в год. Через 42 месяца инвестор должен сократить ввоз компонентов, заявленных в соглашении, в стоимостном выражении минимум на 10 %, а через 60 месяцев - еще на 5 %, то есть всего на 15 % через пять лет после запуска проекта. Соглашение заключается на семь лет, после чего льготы на ввоз автокомпонентов отменяются.
Вчера почти все заинтересованные стороны отказались комментировать цифры, фигурирующие в проекте. На АвтоВАЗе лишь повторили уже озвученную позицию о том, что "отмена пошлин на автокомпоненты не способствует привлечению инвестиций в производство комплектующих, а лишь поддерживает "отверточную" сборку". На автозаводе согласны с тем, что доступ к дешевым импортным компонентам на руку АвтоВАЗу, но предложили "мыслить в интересах всего автопрома". Однозначно поддерживают снижение пошлин "Северсталь-авто" (управляет Заволжским моторным заводом и УАЗом) и КамАЗ. "Более дешевые автокомпоненты помогут снизить себестоимость конечной продукции, что сделает ее более конкурентоспособной на мировом рынке", - заявили "Ъ" на КамАЗе.
А директор по связям с общественностью "Автофрамоса" (дочерняя компания Renault) Ванесса Леви заявила, что завод уже отвечает всем критериям промсборки и готов снижать долю импортных деталей в Renault Logan: "Нам невыгодно их ввозить не только из-за пошлин, но и из-за дорогой логистики".
По данным "Ъ", основные разногласия при подготовке проекта документа касаются двух пунктов: сроков запуска производства (предлагается вариант 24 месяца вместо 18) и объема импортируемых деталей, который надо сократить через 3, 5 года, - 10 или 20 %. По данным "Ъ", наиболее либеральную позицию занимает МЭРТ. "Ужесточение условий получения льгот приведет к тому, что инвесторы ими не станут пользоваться, а будут искать другие пути снижения себестоимости - например, вернутся к режиму свободного таможенного склада, - сообщил "Ъ" источник в рабочей группе. - Этот режим предусматривает 50-процентную локализацию, зато он позволяет беспошлинно ввозить любые детали без всякого ограничения. Кроме того, компании могут включать в себестоимость непроизводственные затраты, искусственно завышая локализацию".
Коммерсантъ 12.04.05