Что будет с автопромом после отмены льгот на ввоз комплектующих?
Россия недавно отменила льготы на импорт автокомпонентов, несмотря на то, что у ряда автоконцернов действие соглашений о «промсборке» еще не закончилось. Подтолкнет ли это производителей иномарок к расширению закупок у местных поставщиков или, напротив, сделает более выгодным ввоз автомобилей из-за рубежа?
По требованию ВТО Россия с 1 июля 2018 года отменила льготы на импорт комплектующих для производства автомобилей в рамках режима промышленной сборки, который впервые был введен в 2005 году. Напомним, автопроизводители, заключившие с Минэконоразвития соглашения о «промсборке», могли ввозить компоненты беспошлинно или по минимальной ставке от 3 до 5% (вместо 5-15%). Изначально льготы предоставлялись при условии локализации 30% автокомпонентов, однако действие таких соглашений уже истекло. В рамках так называемого второго режима «промсборки», действующего до сих пор, требования были ужесточены: его участники, в частности, должны создать мощности по выпуску до 350 тысяч автомобилей в год и локализовать не менее 60% комплектующих, в том числе за счет двигателей или коробок передач. Несмотря на вступление России в ВТО, противоречащие правилам этой организации льготы, согласно достигнутым договоренностям, были сохранены на переходный период до 1 июля 2018 года. За это время, как планировалось, подавляющее большинство участников «промсборки» должны выйти на полную окупаемость инвестиционных проектов и начать получать чистую прибыль на вложенные средства.
«Российское правительство, с одной стороны, стремится поддержать отечественное производство легковых автомобилей, а с другой – побуждает автопроизводителей повышать степень его локализации. Безусловно, на этом пути достигнуты большие успехи: ТОП-25 самых продаваемых моделей на российском рынке произведены локально, развивается также и местное автокомпонентное производство. Концерны Ford, Renault-Nissan-АВТОВАЗ и Volkswagen запустили производство двигателей в России, и именно ими комплектуются объемообразующие модели концернов, – комментирует директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. – В то же время даже в автомобилях исконно отечественных брендов есть значительная доля импортных компонентов, и их подорожание напрямую отразится на цене машин. Между стоимостью автомобиля и объемами продаж есть прямая связь, особенно очевидная в массовом сегменте».
По мнению директора филиала «Авилон. Hyundai» Алексея Гуляева, в текущих условиях рынка отмена льгот на беспошлинный ввоз автокомпонентов приведет к очередному росту цен на автомобили. Если это произойдет, спрос сократится и, возможно, часть моделей уйдет с российского рынка.
Удар или стимул?
Между тем, только за шесть месяцев текущего года цены на новые автомобили в салонах официальных дилеров, согласно оценке агентства «АВТОСТАТ», выросли в среднем на 7,4%. А в целом с начала кризиса (с сентября 2014 года) автомобили в среднем подорожали уже на 59%.
Как говорит Владимир Мирошников, в последнее время авторынок испытал влияние целого ряда негативных факторов: повышение акцизов и утилизационного сбора, окончание программ господдержки, а теперь – вероятное повышение НДС. Все это подталкивает цены на автомобили вверх, и можно прогнозировать, что они будут расти и дальше. С одной стороны, это побуждает многих покупателей не откладывать приобретение автомобиля, чтобы успеть до очередного подорожания. С другой стороны, уже в среднесрочной перспективе участники рынка могут столкнуться с сокращением платежеспособного спроса.
«В условиях нестабильных объемов сбыта на местном рынке мировым автопроизводителям невыгодно развивать локальное производство и углублять локализацию. Вероятно, в правительстве понимают это, тем более, что оно уже имеет большой опыт использования мер стимулирования спроса на авторынке, доказавших свою эффективность», – рассуждает Владимир Мирошников.
А вот директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич, напротив, считает, что отмена льгот на беспошлинный ввоз автокомпонентов в рамках режима «промсборки» – это очередной шаг, подталкивающий автопроизводителей к максимальной локализации производства на территории России. По его словам, доля импортных комплектующих в производстве автомобилей иностранных марок в России, которые подпадали под режим промышленной сборки, составляет 75-78%. Таким образом, установление для этих производителей пошлин на импорт автокомпонентов в размере 5-10% их стоимости может привести к автоматическому росту цен на готовую продукцию на 4-8%.