Что «можно» и «нельзя» на границе?
Неизведанной соседнюю Польшу не назовешь. Однако иногда даже опытные калининградские путешественники по «Европам» попадают впросак, в частности, при прохождении пограничного контроля.
Когда ехать?
Известно, что пересечение погранпереходов связано с разного рода суетой. В светлое время суток перед пунктом пропуска обычно выстраивается длинная вереница машин. Поэтому покидать родину лучше в ночь. Этому способствуют поляки, которые на своих «бензовозах» отдыхают ночами. Кстати, самый популярный автомобиль в среде коммерсантов, вывозящих более дешевое, чем польское, топливо — «Фольксваген» модели «Пассат» в кузове универсал. В его бак вмещается больше сотни литров «горючки».
Чем запасаться для въезда в Польшу, калининградцы хорошо знают — помимо визы в загранпаспорте надо иметь с собой наличность или дорожные чеки. К пластиковым картам надо иметь заверенную печатью выписку из банка. В машине нужно иметь огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки, а в дополнение к этому обычному для любителей официального прохождения техосмотра набору — еще и жилетку светло-салатового цвета со светоотражающими элементами. На автомобиле все световые приборы должны находиться в исправном состоянии. Лично наблюдал ситуацию, когда поляки завернули автомобили с российскими номерами за неработавшую одну лампу аварийной сигнализации и перегоревшую лампу заднего габарита.
Что под запретом?
Однажды я составил компанию друзьям и поехал с ними на их машине. Польские таможенники, как обычно, заглянули в салон и в багажник. Постучали ручками длиннющих отверток по покрышкам. А заодно потребовали показать запаску. Тут водитель смутился — оказалось, на этом автомобиле запаска должна располагаться под капотом. Однако недавно он на всех дисках, даже на запасном колесе поменял резину на более широкую. И запаска на своё штатное место больше не помещается: осталась в гараже. Впрочем, нас «на ту сторону» всё-таки пропустили, но за это пришлось изрядно побороться. Неизвестно, что расположило к нам сотрудников польской границы. То ли то, что мы с собой не брали ни грамма спиртного и сигарет, то ли от того, что не наполнили бензином канистру и клятвенно пообещали уже вскоре заправиться дорогим польским топливом.
Еще нельзя провозить через границу молокопродукты и мясо. Впрочем, на бутерброды, взятые в дорогу, стражи кордона внимания не обращают. Помню забавную ситуацию, когда трое друзей решили посетить Варшаву. Находясь на польской границе, они стали рассуждать о том, что-де продукты везти с собой нельзя. И один из них вопреки здравому смыслу собрался пожевать захваченные с собой «бутики» прямо при проверке паспортов! Простили его, конечно. Но внушение сделали.
Норматив — 5 кг продуктов, ввозимых из Польши, — соблюдают единицы. Почти каждый калининградец, возвращаясь на родину, заглядывает в продуктовый магазин и набирает вкусных и качественных польских сосисок, мяса, молокопродуктов. Некоторые наши земляки делают скромный нелегальный бизнес — затариваются едой «по самое не могу» и потом продают с машин на калининградских улицах. Ни лицензий на предпринимательскую деятельность, ни санитарных книжек, ни сертификатов на продукты у них нет. Однако спрос есть, есть и смысл «делать деньги» - некоторые «вкусняшки» калининградцы готовы приобретать и вдвое дороже, чем те стоят в Польше.
Придраться могут и к шинам
Сколько раз за свою жизнь я бывал в Речи Посполитой, подсчитать сложно. Тем не менее никогда не знаешь, что ждет на границе. Иногда останавливаешь машину перед красным сигналом светофора и стоп-линией, а пограничник говорит: «Что стоите?» и приглашает подъехать. Иногда наоборот — проезжаешь на зеленый свет, а тебе говорят «Не спешите. Позовем».
Многое зависит от настроения таможенников. Недавно мой знакомый съездил в Эльблонг. Заглянул на шиномонтажку и с удовольствием обнаружил, что новые зимние покрышки на его внедорожник стоят на 10-12 тысяч рублей дешевле, чем в Калининграде. «Переобулся», да зачем-то прихватил с собой две старых шины. Он был очень удивлен, когда сердитый сотрудник российской таможни настоятельно рекомендовал заполнить таможенную декларацию на ввоз б/у шин! Долго же моему приятелю пришлось уговаривать начальника смены не оформлять декларацию. Тот сжалился и пропустил бедолагу, не знавшего о запрете на ввоз старых шин. Водитель, в свою очередь, по приезду домой в сердцах сдал их в утиль и пообещал выучить наизусть правила о том, что можно, и что нельзя привозить с собой из-за границы.
Так что, решив что-нибудь приобрести за рубежом, постарайтесь предугадать реакцию стражей границы. Хотя, надо отметить, это почти невозможно. Впрочем, можно дать один совет: наибольшее скопление калининградцев на российско-польских погранпереходах наблюдается вечерами в выходные. Недавно я сам стоял у Гжехоток в очереди из нескольких десятков машин. Утомленные таким потоком сотрудники границы и польской, и российской сторон работали без излишней ретивости, не особенно вникая в содержимое багажников и стараясь побыстрей выполнить свою работу. Вот так бы и всегда — быстро, спокойно, без лишних вопросов, а еще бы и без больших очередей.
...С ужасом представляю недалекое будущее, когда вступят в силу договоренности о безвизовом обмене между нашим регионом и соседними польскими воеводствами. Народу будет не продохнуть.
Авторынок Калининграда