11.12.08

Дешевле не будет

Поддержка отечественного производителя в условиях бушующего кризиса набирает угрожающие темпы: Правительство России официально заявило о повышении с нового года пошлин на все ввозимые в страну иномарки. Премьер Владимир Путин еще 5 декабря подписал постановление “О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств”.

Повышаются пошлины как на легковые, так и на грузовые автомобили. Кроме того, меняется с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных — теперь заградительными таможенными сборами будут облагаться машины всего лишь пяти лет от роду. Постановление должно вступить в силу по истечении месяца со дня его опубликования, то есть 10 января будущего года.

Ставки пошлин на новые автомобили повысят с 25 до 30% от его декларируемой импортером стоимости. Если верить арифметике, то 5% составляют ровно 1/5 часть от 25%. Таким образом, таможенный сбор при ввозе авто увеличится на одну пятую, или на 20%. Аналогичный порядок будет действовать и для машин возрастом от трех до пяти лет, с той разницей, что пошлину на их ввоз повысят с 25 до 35 процентов. В этом случае в пользу государства придется перечислить лишних 40% от привычного платежа.

Если ввозится подержанная машина, то импортер может оплатить пошлину, исходя не из указанной в таможенной декларации стоимости машины, а отталкиваясь от объема двигателя авто. За “кубики” теперь придется тоже переплачивать на те же проценты больше. За подержанную машину младше 5 лет — от 1,2 до 2,8 евро за один кубический сантиметр объема двигателя, а для “старушек”, разменявших 5-й год жизни, пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро за “кубик”.

Новые ставки вводятся сроком на девять месяцев. На такой же срок 14 ноября ввели новые таможенные ставки на автомобильные кузова, что практически поставило крест на ввозе автомобилей-“конструкторов”. И имеются большие сомнения, что через девять месяцев пошлины снизятся: когда это наше мудрое государство отказывалось от лишней копеечки?!

Кому выгодно?

Новые таможенные ставки вводятся для того, чтобы поддержать отечественного производителя, в том числе новые производства иностранных автоконцернов, построивших свои заводы в России, говорили ранее чиновники ведомств, готовивших постановление. Дилеры ждут роста цен на новые иномарки с начала действия постановления как минимум на 8—10%.

Казалось бы: при ввозе новенькой иномарки ценой, скажем, $20 тыс. импортер должен был раньше отстегнуть государству $5 тыс. (25%), а в новом году придется отдать уже $6 тыс. (30%). Из-за этого машина должна, по идее, подорожать лишь на тысячу у.е. — на каких-то 4%.

Не спешите: настолько машина подорожает, только покинув таможенный терминал. При продаже подорожавшего авто и сумма налоговых отчислений вырастет, и размер официальной дилерской накрутки, неизменный в процентном выражении, в абсолютных числах тоже увеличится. Да и размеры страховых отчислений, неизбежных при перевозке растаможенных партий авто по складам и дилерским центрам, тоже исходя из стоимости груза рассчитываются. Чтобы уж совсем все встало на свои места, скажем: чаще всего партии машин дилеры покупают на заемные деньги. А условия кредитования банки в последнее время все норовят ужесточить...

Некуда бежать...

Не стоит забывать, что пошлины — это лишь один из факторов, влияющих на цену автомобиля в шоу-руме дилера. В России сейчас идет планомерная девальвация рубля. Из-за этого многие иностранные автомобильные бренды, чьи производственные и логистические затраты привязаны к доллару, объявили об увеличении с начала будущего года рублевых цен на свои авто. Рост этот составит как минимум 5—15%. Если добавить сюда еще и рост пошлин, то в новом году новые иномарки одним махом подскочат в цене как минимум на 20%! Если учесть, что ноябрьские продажи уже показали снижение спроса на новые иномарки примерно на 15%, то новый год, судя по всему, станет для российских продавцов иностранных марок, мягко говоря, серьезным испытанием. Зато отечественные автомобильные бренды расцветут пышным цветом: доминирование на рынке обеспечено лишь за счет грамотного применения лоббистских “нанотехнологий”…

А как же, спросите вы, рядовые потребители, те, кому придется отдавать свои кровные за процветание пресловутого отечественного производителя? Кое-кто попротестует в полустихийных акциях протеста, о которых далеко не каждый телеканал упомянет, и все. Большинство же автовладельцев, глухо матерясь, привычно сглотнут очередную порцию государственной мудрости и продолжат волочь каждый свой жизненный возок.

В последний вагон

Короче говоря, желающим купить машину делать это надо сегодня. Ситуация у дилеров пока выглядит чрезвычайно привлекательной. И раньше велась борьба за распродажу склада, чтобы не переходить в будущий год с прошлогодними машинами, и потому в декабре начинались всяческие бонусные акции, начиная от зимней резины в подарок, пакетов опций за полцены и заканчивая завуалированными скидками. А поскольку в этом году у всех проблемы, то к закономерно ожидаемому радушию дилеров добавилось паническое стремление выполнить план любой ценой, и наконец-то и скидки стали неприкрытыми, и заинтересованность в покупателе вполне искренняя.

Однако, прозорливый покупатель осторожничает. Ведь есть надежда, что в январе непроданные автомобили вообще станут отдавать если и не даром, то близко к тому. Следовательно, имеет смысл подождать Нового года и, не торопясь, вплоть до весны ходить по салонам, вызывая пачкой купюр рефлекторные спазмы у продавцов. Ведь уже ясно, что в этот раз на складе останется чрезвычайно много излишков.

По мнению одного из самых авторитетных специалистов по автомобильному бизнесу России, руководителя комитета по инвестициям и финансам “Ассоциации российских автомобильных дилеров” Игоря Пономарева, покупать надо до Нового года. Причин тут несколько.

Самая главная. В этот раз дилеры не станут распродавать склад из-за того, что завтра их товар устареет. В условиях всемирных проблем с перепроизводством автомобилей сами автостроители просто перестанут выпускать лишнее. Они остановят заводы и будут ждать до тех пор, пока не опустеют затоваренные дилерские склады. Им выгодней держать рабочих в отпуске либо вообще закрыть пару лишних предприятий, чем упрямо выпускать невостребованные авто. Для нас с вами это означает, что на смену машинам, выпущенным в 2008 году, не придут новые, выпущенные в 2009-м. И если складских запасов хватит на весь год, то на смену 2008-му придет сразу 2010-й модельный год!

Мир готовится к спаду потребления. Ответ на него — сокращение выпуска товара. Автомобилей станет меньше. Дилеров тоже. А нам с вами будет дороже покупать желаемый автомобиль, выбирать который придется из более скудного перечня моделей, опций и комплектаций. Похоже, 2008 год станет последним столь привлекательным для потребителя.

ЦИФРА ДНЯ

На 20% вырастут цены на иномарки в новом году

Московский Комсомолец 11.12.08