Досмотр без вскрытия
– Чем было вызвано решение о внедрении инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК)?
– Наиболее эффективными техническими средствами для контроля морских контейнеров, грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов и других крупногабаритных грузов на сегодняшний день являются ИДК. В настоящее время ФТС России проводится комплекс работ по оснащению таможенных органов ИДК различного функционального назначения.
Концепцией создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (приказ ФТС России от 24.01.2005 № 52) предполагаются объединение всех ИДК в единую систему посредством подключения к единой автоматизированной информационной системе таможенных органов и организация управления, контроля, передачи электронной информации о рентгеновском обследовании товаров и транспортных средств различным таможенным органам (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).
Создание указанной системы позволит организовать единую базу данных, совместить её с системой управления рисками и обеспечить контроль за перемещаемыми крупногабаритными грузами и транспортными средствами, при этом минимизировать влияние человеческого фактора.
– Кто производит ИДК?
– Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED). На сегодняшний день действуют или находятся в процессе построения 30 систем Heimann Cargo Vision (изготовитель – SMITHS HEIMANN) и 59 систем TH-SCAN (NUCTECH COMPANY LIMITED). Рядом российских предприятий в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ созданы отдельные составные части и узлы ИДК. ФГУП «НИИЭФА им. Д.Ефремова» (Санкт-Петербург) создан экспериментальный стенд, на котором отрабатываются технические параметры, алгоритмы и программы ЗАО «НПЦ «Аспект» (Дубна) по заказу министерства промышленности и науки Московской области, ведётся опытно-конструкторская работа по созданию мобильного ИДК.
– Как организуется работа ИДК в морских портах?
– Оснащение морских портов ИДК является привлекательным мероприятием, позволяющим повысить эффективность таможенного контроля и собираемость платежей не только для таможенной службы, но и для администрации портов и стивидорных компаний. Внедрение ИДК позволит значительно сократить время выполнения таможенных формальностей в порту, что, в свою очередь, приведёт к увеличению грузопотоков, расширению внешнеэкономической деятельности и повышению деловой привлекательности и конкурентоспособности порта. Очевидно также с учётом требований рамочных стандартов безопасности, принятых Всемирной таможенной организацией в июне 2005 года, что впоследствии порты, не оснащённые ИДК, будут лишены возможности участвовать в международном торговом обороте.
– Виден ли эффект от использования ИДК?
– Анализ применения комплексов в таможенных службах и службах безопасности ряда государств Европы и Азии показывает их высокую эффективность в противодействии контрабанде и незаконному перемещению грузов, надёжному выявлению оружия и боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ. ФТС России изучает накопленный опыт применения ИДК, эксплуатируемых таможенными органами в различных регионах России. Одним из примеров может служить работа мобильного ИДК, поступившего на вооружение Ростовской таможни в мае 2006 года. Он стал первым мобильным комплексом, поставленным в Россию из-за рубежа. За период эксплуатации мобильного ИДК Ростовской таможни с его помощью был произведён «неразрушающий контроль» порядка 2 тыс. большегрузных автомобилей.
Основное назначение мобильных ИДК – установление соответствия заявленного в документах груза тому, что в действительности находится в автомобиле, однако опытный оператор может выявить даже небольшое контрабандное вложение.
«Гудок», 08.07.2008