Еда едет на Восток: Минсельхоз предлагает продавать товары АПК в Китай
Это поможет исполнить стратегическую задачу по удвоению экспорта — до $45 млрд
Китай, Индия и страны Персидского залива могут стать новыми и основными рынками сбыта для российской сельскохозяйственной продукции. Этого планируется добиться в процессе реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Его цель — удвоение продаж товаров АПК за рубеж — до $45 млрд, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза. Речь идет о таких категориях, как масложировая продукция, кондитерские изделия, а также рыба, зерно, мясо и молоко.
Согласно майскому указу президента, к 2024 году объем сельскохозяйственного экспорта должен вырасти вдвое — до $45 млрд. Такая цель заложена и в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт», часть которого — «Экспорт продукции АПК». Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза, ведомство уже выделило приоритетные направления для продажи товаров за рубеж в рамках этого проекта.
Объем поставок масложировой продукции к 2024 году, по расчетам министерства, должен вырасти в 2,7 раза в денежном выражении по отношению к результатам прошлого года. Планируется, что подавляющее большинство поставок (55%) будет приходиться на Китай и Индию, хотя сейчас отечественная продукция экспортируется в основном в Турцию, Египет. Китай тоже крупный импортер — но не на первом месте.
Для этого необходимо работать над устранением внешних барьеров, уточнили в министерстве. Например, Индия устанавливает высокие пошлины на импорт продукции, а торговая политика КНР не позволяет поставлять на свой рынок ряд товаров, в частности соевый шрот.
Поставки пищевой и перерабатывающей промышленности должны вырасти в 2,1 раза по сравнению с 2017 годом. Как пояснили в ведомстве, одним из ключевых направлений в этой отрасли может стать экспорт кондитерских изделий. Сейчас ведущими покупателями этой продукции являются страны СНГ, на которые приходится более двух третей всего экспорта. Планируется нарастить объемы поставок в Китай, а также страны Персидского залива.
Продажи рыбы и морепродуктов за рубеж должны вырасти вдвое. Сейчас эта продукция экспортируется в КНР, Корею, Японию и другие страны. В планах ведомства продвигать готовую продукцию, в частности филе белых сортов рыбы, на рынок США.
Экспорт зерновых за рубеж должен увеличиться в 1,5 раза за счет поставок на рынки Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии. По итогам 2017 года пока основные направления — Турция и Иран. Объемы экспорта мясной и молочной продукции должны подскочить в 2,5 раза благодаря поставкам в КНР, страны Персидского залива и Корею. Сейчас рынки сбыта — государства СНГ и Юго-Восточной Азии.
В 2017 году экспорт продовольствия, по данным Минсельхоза, составил $20,7 млрд (+21,1% по отношению к 2016 году). В натуральном выражении это чуть более 65 млн т (+20,8%). Треть поставок пришлась на зерно и продукцию мукомольно-крупяной промышленности. Менее существенные доли у готовой продукции, рыбы и ракообразных, товаров масложировой промышленности, мяса и субпродуктов.
КНР и сегодня один из крупных импортеров российской продукции, пояснила «Известиям» преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова. То, что именно эта страна компенсирует потери части западных рынков, — традиционное мнение, отметила она.
Галина Кузнецова подчеркнула, что в России есть определенные проблемы с инфраструктурой для сельского хозяйства, что дает невысокую пропускную способность. Транспортные проблемы и высокие тарифы на перевозку также не способствуют развитию экспорта. В итоге получается, что «мы можем произвести объем продукции, но толком сохранить и вывезти не можем». Эти проблемы необходимо решать.
Гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев сказал «Известиям», что Китай, Индия и страны Персидского залива являются перспективными, хотя и не единственными рынками для российского продовольствия. Нужно также обращать внимание на различные страны африканского континента, государства ЮВА и развивать сотрудничество с ЕС.
— Индия входит в топ-20 нашего рейтинга стран, наиболее перспективных для российского экспорта, — напомнил Андрей Слепнев.
Туда уже сейчас ведутся значительные поставки зернобобовых, также интересен экспорт подсолнечного масла при условии выгодного ценообразования с нашей стороны.
Что касается стран Персидского залива, то этот регион в первую очередь является активным импортером российского зерна, напомнил эксперт. Большим спросом пользуется также отечественный шоколад. Кроме того, сегодня Россия поставляет халяльные продукты в Кувейт, ОАЭ, Оман. Речь, главным образом, идет о мясной продукции.