Экономическая составляющая Таможенного союза слабо аргументирована
Отмена льготного режима для "челноков" и унификация таможенного оформления в рамках Таможенного союза послужит "шопникам" хорошим стимулом для легализации. А вот правила игры для крупных участников ВЭД уходят в прошлое. Такое мнение высказал в интервью "&" президент Ассоциации таможенных брокеров РК Геннадий Шестаков.
– Геннадий Алексеевич, с начала года тема Таможенного союза – одна из наиболее обсуждаемых в казахстанском обществе. Как вы относитесь к этому образованию?
– Говорить конкретно с какой-то одной позиции достаточно сложно. В нем есть свои плюсы и минусы. Если говорить о том, чьи интересы он затронет, то все население с этой точки зрения можно поделить на несколько групп: правительство, предприниматели, импортеры, экспортеры и потребители. В целом, на мой взгляд, это скорее политический шаг, поскольку экономическая составляющая проекта слабо аргументирована. Возможно, в далекой перспективе ожидания правительства сбудутся.
– Давайте поговорим о бизнесменах. Какие дивиденды сулит им Таможенный союз?
– Во-первых, поделим всех предпринимателей на две большие группы: продавцы, или ретейл, и производители. Что касается первых, то для них существенных изменений не произойдет. Те, кто раньше занимался перепродажей импортных товаров из стран дальнего зарубежья, просто поднимут цены на свои товары за счет увеличения таможенных пошлин. И все. Возможно, сократится уровень продаж. Это уже зависит от покупательной способности населения.
Если брать производителей, то для них ситуация будет несколько сложнее. Во-первых, у нас нет ни одного предприятия, которое выросло из малого в среднее, а через него в крупное. Следовательно, у нас нет реального налогового стимулирования и всего, что из него вытекает. Нет поступательного движения. Откуда у бизнесменов будет интерес к развитию?
Во-вторых, правительство как в докризисный, так и в кризисный период не предприняло реальных мер по поддержке отечественных производителей, как это делалось, например, в Китае. Там предприниматели, организовавшие производство, освобождаются от налога на предприятия сроком на три года. Это ли не поддержка? У нас же ввели лишь мораторий на проверки. И то на один год.
В-третьих, Таможенный союз не станет для нас дополнительным рынком. Спросите, почему? Потому что у нас малочисленный экспортно ориентированный несырьевой рынок, где в основном развивалось добывающее производство. Поэтому мы имеем малочисленную, региональную перерабатывающую промышленность с точки зрения объема рынка. Экспортных мощностей у нас пока очень мало. Хотя что касается агропромышленного комплекса, у нас появятся перспективы как в сырьевом, так и в перерабатывающем секторах – благодаря логистическому преимуществу Восточно-Сибирского региона. Но экономически мы можем претендовать на рынок не более 10 млн человек. Остальные 140 млн располагаются в европейской части Таможенного союза.
– Кстати, сейчас многие мелкие предприниматели напуганы отменой льготного режима таможенного оформления, унифицированного в рамках Таможенного союза. Не могли бы вы пояснить, что произойдет с так называемыми "шопниками"?
– На мой взгляд, это хороший стимул легализоваться для представителей такого бизнеса. Для этого есть ряд веских аргументов. Людей, "самозанятых" перепродажей товаров, на сегодня в стране около 2,5 млн человек. Это практически треть трудоспособного населения республики. Из них 99% работают в "черном поле". Что представляет собой обычный режим таможенного оформления? Это контракт сделки, легальный перевод валюты, декларация, уплата таможенных пошлин и др. При этом расходы, затрачиваемые на прохождение как по упрощенному режиму плюс "черные" доплаты, так и по обычному, в абсолютных цифрах равны. Но если брать относительные цифры, то картина, разумеется, будет другой, поскольку туда входят деньги, которые они "криминально расфасовывают". Плюсом легализации должна стать полная отчетность, а также некоторое увеличение поступлений в бюджет. А самое главное, прозрачная отчетность будет способствовать более корректному ценообразованию на товары широкого потребления, и не исключено, что это станет действенным аргументом в пользу удешевления товаров.
– Изменятся ли условия ведения торговли для участников ВЭД с принятием единого таможенного кодекса?
– Что касается кодекса, то сейчас он вызывает больше вопросов, чем ответов. А по некоторым положениям казахстанское таможенное законодательство возвращается к 1990-м годам. Прежде всего я хотел бы обратить внимание на совместные действия таможенников и трейдеров по реформированию таможенного законодательства. Это стандартное правило, в котором прописано постоянное общение участников ВЭД и предпринимателей с представителями таможенных органов по упрощению процедур и требований к таможенному контролю, а также частичному исключению "человеческого фактора" на таможне. Такие нормы в таможенных кодексах России и Казахстана сейчас есть, однако в едином кодексе такой нормы нет. Фактически по этому пункту мы откатились к 1992 году.
Второе положение, вызывающее вопросы, это возможность уплаты таможенных платежей после подачи декларации. На сегодня это одна из прогрессивных норм, используемая крупными предприятиями. Суть ее заключается в том, что предприниматель, ввозя товар, может оплатить таможенные платежи после получения экономического оборота с товара. Выплаты, как правило, происходят в согласованный с таможней срок – до 90 дней. В Казахстане эта норма вводилась на постоянной основе для всех, но в связи с созданием Таможенного союза она оставлена только для товаров Союза. Таким образом, единый кодекс возвращает нас в 2002 год.
В-третьих, в едином кодексе появилось понятие "ущерб, нанесенный таможенной службой", однако нет механизма возмещения этого ущерба. Кроме того, я хотел бы уделить внимание страхованию рисков. Сегодня есть несколько механизмов обеспечения таможенных платежей. Это страховой полис, банковская гарантия, залог имущества и монетарный депозит. При этом в практике развитых стран более 90% всех сделок на таможне гарантируется страховым полисом. Издержки при этом составляют около 0,3% от суммы товара. Для сравнения: депозит обходится участникам ВЭД в 3-8%. В Казахстане страховой полис успешно работает с августа 2003 года. В едином кодексе этой нормы нет. Фактически расходы предпринимателей по обеспечению гарантии возрастают в 10-30 раз.
– Как, на ваш взгляд, повышение импортных пошлин отразится на социально-экономическом положении Казахстана?
– До создания Таможенного союза усредненный таможенный тариф по России составлял 16%, по Беларуси – 12%, по Казахстану – 5%. Вся тарифная политика Союза основана на ставках Российской Федерации. Торговый баланс с Россией и Беларусью в совокупности составляет порядка 30% внешнеэкономического бюджета Казахстана. При активной торговой политике этот баланс в течение ближайших двух-трех лет может дойти до 35-40%. Остальной товарооборот составит около 60%, что приведет к повышению цен на все товары. Сейчас многие предприниматели имеют определенный внутренний запас необходимых товаров, однако уже к осени он, скорее всего, исчерпает себя, и начнутся активные импортные покупки. За счет увеличения пошлины и активных продаж увеличатся поступления в бюджет. Это может привести к росту инфляции дополнительно на 4-6% к ранее запланированным прогнозам.
– Создав Таможенный союз, мы предоставили приоритет товарам, произведенным внутри стран – участниц Союза. Как это повлияет на торгово-экономическое сотрудничество Казахстана с соседними государствами?
– Сейчас торговым партнером Казахстана № 1 является Китай. Безусловно, в восточном направлении объем торговли сократится. Насколько и когда, сейчас сказать сложно. Скорее всего, возрастет товарооборот с Кыргызстаном, как легальный, так и контрабандный. Что касается среднеазиатских республик, то уровень легальной торговли также несколько упадет и возрастет вероятность контрабанды, прежде всего из Туркменистана.
– Что произойдет в потребительском секторе страны? Как повлияет Таможенный союз на благополучие казахстанцев?
– Начать хотелось бы с того, что население испытывает кризис неплатежеспособности. Этому способствовало наличие у граждан кредитов, выданных в период "кредитно-строительного лохотрона". Финансовый кризис сильно ударил по экономическому благополучию граждан, поэтому весь поток своих средств они пускают на товары первой необходимости, а также выплату долгов. К этому необходимо добавить, что большинство сделали какие-то товарные запасы, поэтому активных покупок пока ждать не стоит.
С начала года многие монополисты по стране подняли расценки на свои услуги. Цены на товары из дальнего зарубежья подорожают сразу. Это приведет к изменению структуры расходов граждан. На простом языке – мы все начнем больше ориентироваться на товары первой необходимости из стран Таможенного союза. А это приведет к сокращению ассортимента доступных товаров и услуг. Другими словами, это снижение уровня жизни населения. Нынешнее положение дел не будет способствовать скорому выходу большинства населения на оптимальную покупательную способность. "Социальные взятки", которые подкидывает государство, не решат эти проблемы.
Арман Джакуб
05.02.2010
Бизнес и власть and.kz 08.02.10