14.04.05

Экспортеров леса озадачили

Едва утих конфликт вокруг Северо-Западного таможенного управления, взимающего сборы за кору, о котором рассказывал "Бизнес", как чиновники придумали новый способ усложнить жизнь экспортерам леса. С начала года отправители лесных грузов по железной дороге должны предъявлять заключение от лесхозов о радиационной безопасности места заготовки древесины. Пока нововведение прижилось только на Октябрьской железной дороге, но можно ожидать, что прибыльное начинание распространят на другие филиалы РЖД.

По словам специалиста конфедерации "ЛПК Северо-Запад" Виталия Липского, чиновники мотивируют свои требования тем, что в СЗФО имеются очаги радиационного загрязнения, появившиеся после аварии на Чернобыльской АЭС. Однако получить справку негде. "Лесхозы не дают подобных заключений,- объясняет Липский.- Да в них и нет необходимости. Лесхоз в принципе не может позволять заготовку леса на зараженном участке".

"Это незаконные поборы",- утверждает президент Союза лесопромышленников Санкт-Петербурга Андрей Государев. Его организация уже направила запросы губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову, руководителю региональной СЭС и главе местного подразделения Рослесхоза. "В лесхозах, где могут быть очаги заражения,- это территории Кингисеппского, Волосовского и Лужского районов - постоянно проводятся пробы на уровень радиационного фона,- говорит Андрей Государев.- Эксперты Института глобального климата и экологии Росгидромета и Гатчинского института ядерной физики ручаются, что на этих территориях заготовка леса может проводиться без ограничений". По словам Государева, глава регионального агентства лесного хозяйства направил письмо в Союз лесопромышленников, в котором утверждается, что зараженного леса на территории региона нет.

Гнев промышленников легко объясним: нововведение ощутимо бьет их по карману. "Железнодорожники пропускают грузы без радиационного сертификата, но за отдельную плату",- говорит Виталий Липский. По данным "Бизнеса", послабление обходится в 800 рублей за вагон. Законопослушные бизнесмены платят дороже: везут лес на грузовых автомобилях в Петербург, где проводится радиационное обследование. По словам Липского, такая "логистика" делает экспорт леса практически нерентабельным. Себестоимость кубометра пиловочника с перевозкой в порт достигает 1600 рублей при продажной стоимости в порту около 1800 рублей. С балансами, которые используются при варке целлюлозы, дело обстоит еще хуже: в порту этот продукт оценивается в 700-800 рублей. На Октябрьской железной дороге комментировать проблему отказались. "Претензии следует предъявлять не нам, а Минздраву,- заявили "Бизнесу" в отделе нормативных актов и условий перевозки грузов РЖД.- Они выпустили перечень грузов, к которым должны предъявляться требования по радиационной безопасности". Впрочем, не все разделяют недовольство лесопромышленников. "Это полезное нововведение,- уверяет эксперт Всемирного фонда дикой природы Анатолий Котлобай.- У нас много зон, которые радиоактивно заражены. Чтобы не разносить эту заразу, пусть бизнесмен берет на себя обязательства по радиационному контролю".

Бизнес 14.04.05