Евросоюз предложит России новую стратегию по устранению пробок на границе
19 июня в Москве состоится заседание подкомитета ЕС - Россия по таможенному и приграничному сотрудничеству.
С какими предложениями в российскую столицу сегодня прибывают эксперты ЕС, корреспонденту "РГ" рассказал еврокомиссар Ласло Ковач, курирующий вопросы налогообложения и таможни.
Российская газета: Не секрет, что проблема пробок на границе ЕС и России с каждым годом становится все более горячей. Какие именно направления (пропускные пункты) вызывают в Брюсселе наибольшую озабоченность?
Ласло Ковач: Объем торговли между ЕС и Россией на протяжении последних нескольких лет ежегодно увеличивался на 20 процентов. Отрицательной стороной этого положительного фактора являются все растущие очереди грузового транспорта на наших общих границах. Самые большие заторы наблюдаются на российских границах с Финляндией, Латвией и особенно Эстонией. Торговля между ЕС и Россией будет, как ожидается, продолжать расти, и это свидетельствует о необходимости нахождения долгосрочных путей выхода из сложившейся ситуации.
РГ: Насколько активно, на ваш взгляд, сегодня развивается приграничное сотрудничество между Россией и странами Евросоюза?
Ковач: На сегодняшний день объем торгового оборота превышает 200 миллиардов евро в год. ЕС является крупнейшим естественным торговым партнером России, т.к. на него приходится более 50 процентов объема всего торгового оборота России с иностранными партнерами в денежном выражении. В то же время мы развиваем приграничное сотрудничество с Россией как на уровне ЕС в целом, так и на уровне отдельных стран - членов ЕС, и именно ЕС задает рамки для любых видов сотрудничества по вопросам таможни между Россией и индивидуальными странами-членами.
Стратегия, согласно которой планируется устранить заторы на границах, является лишь одним элементом приграничного сотрудничества между ЕС и Россией. Европейская комиссия также выступила с инициативами по таможенному сотрудничеству с участием России, других партнеров на восточной границе ЕС, а также всех стран - членов ЕС. Целью этих инициатив как раз является совершенствование и дальнейшее развитие таможенного сотрудничества между странами-участницами путем выявления существующих "лучших методик" и воспроизведения их в других странах и регионах.
РГ: В последние несколько лет заметно увеличилось число фирм из государств ЕС, желающих сотрудничать с Россией. Насколько часто европейские бизнесмены обращаются за консультациями к экспертам Европейской комиссии, прежде чем начать переговоры с российскими коллегами?
Ковач: Европейская комиссия работает в очень тесном контакте с различными ассоциациями бизнеса и промышленности, вовлеченными в коммерческие и торговые отношения между ЕС и Россией, а также с индивидуальными компаниями по аспектам, связанным с доступом на российские рынки. Мы общаемся с ними на такие темы, как климат для ведения бизнеса и инвестирования в Россию, будущих перспектив сотрудничества между ЕС и Россией, но также и на темы проблем, которые наши бизнесмены испытывают на российском рынке.
При этом я хотел бы подчеркнуть, что Европейская комиссия не стремится давать советы компаниям по тем решениям, которые они принимают относительно ведения своего бизнеса. Так как Европейская комиссия отвечает за сотрудничество с российскими властями в нормативной сфере, основная цель наших контактов с европейским бизнесом - это обмен мнениями и информацией, которая помогает нам в нашей работе.
РГ: Все больше основных трасс Евросоюза блокируется шоферами, недовольными резким скачком цен на горючее. Очевидно, что простого решения, которое бы удовлетворило бастующих, с ходу придумать не удастся. И все же насколько выполнимы требования протестующих? Или Евросоюз находится на грани транспортного коллапса?
Ковач: Цены на нефть, как ожидается, останутся высокими на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Ответ ЕС, таким образом, должен быть также ориентирован на долгосрочную перспективу. Европейскому союзу нужно быть более эффективным в вопросах использования энергии и меньше зависеть от ископаемых видов топлива.
В то же время Европейская комиссия признала, что нужно уменьшить краткосрочные негативные эффекты ситуации для некоторых уязвимых групп населения, с тем чтобы помочь им приспособиться к новой рыночной ситуации.
Такие меры, однако, не должны быть привязаны к ценам на энергоносители, так как в противном случае они не будут создавать достаточных стимулов для изменений в поведении, что необходимо для приспособления к ситуации. Поэтому я выступаю за меры, нацеленные на прямое увеличение доходов в краткосрочном периоде (субсидии или льготы в налогообложении).
Хотел бы подчеркнуть, что снижение косвенных налогов (будь то акцизные налоги или НДС) с тем, чтобы компенсировать высокие цены на нефть, недопустимо. Это неизбежно привело бы к установлению предела максимального роста цен. И это стало бы наихудшим возможным сигналом, так как подстегнуло бы потребление энергии, а не служило бы призывом к энергосбережению, и, таким образом, создало бы стимулы для производителей нефтепродуктов повышать цены и дальше.
С другой стороны, в среднесрочной и долгосрочной перспективе налогообложение могло бы использоваться для поддержки и упрощения процесса движения к низкоуглеродной экономике. Я намерен осенью 2008 года выступить с предложением по пересмотру директивы ЕС по налогу на энергию. Моя цель - использовать налогообложение для внедрения принципа "загрязняющий платит". Таким образом, стимулы в ценообразовании будут даны продукции, потребляющей меньше энергии.
РГ: Насколько сейчас в Брюсселе актуальна идея регулирования цен на энергоносители в рамках Евросоюза?
Ковач: Основная линия Европейского союза состоит в том, что для цен на энергоресурсы недопустимо устанавливать никаких потолков. Это лишь дало бы сигнал поставщикам нефти, что правительства готовы финансировать повышение цен на энергоносители, с тем чтобы потребители должны были, в свою очередь, приспосабливаться к дальнейшим повышениям цен.
"Российская газета" - Центральный выпуск №4685 от 18 июня 2008 г.