Фарфоровые пошлины
Таможенный союз (ТС) предлагает с сентября ввести защитные меры для рынка фарфора, говорится в уведомлении, опубликованном на сайте ВТО. Предлагается ввести новую таможенную пошлину на три года: в первый год она составит $1479, во второй год — $1035,3 и в третий — $591,6 за тонну, следует из документа. Сейчас импортеры фарфора платят импортную пошлину в 20% от таможенной стоимости вне зависимости от веса, говорит партнер юридической компании King & Spalding Илья Рачков. Обычно защитная мера вводится в дополнение к действующей пошлине, отмечает источник в аппарате Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Вопрос о применении специальной защитной меры в отношении кухонной и столовой посуды из фарфора будет рассматриваться на заседании коллегии ЕЭК 27 августа, сказал «Ведомостям» представитель департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК. По его словам, решение еще не принято, а процедуры, связанные с расследованием, продолжаются. Возможных размеров пошлин он не комментирует.
Если новая пошлина будет введена, импортерам фарфора придется платить более чем вдвое больше, чем сейчас, подсчитал заместитель гендиректора компании «Феликс-импорт» (по собственным данным, крупнейший импортер индийского фарфора) Филипп Титов. Новая пошлина, если будет введена, существенно ударит по импорту и цены на продукцию, несомненно, вырастут, считает он: «это огромное повышение».
Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК 3 сентября 2012 г. начал расследование по импорту столовой и кухонной посуды из фарфора в страны ТС — Россию, Белоруссию, Казахстан, говорится в документе на сайте ВТО. Разобраться ЕЭК попросили российские производители — «Фарфор Вербилок», Императорский фарфоровый завод, Добрушский фарфоровый завод и Дулевский фарфоровый завод. Они посетовали, что за два года — с 2009 по 2011-й — импорт посуды из фарфора на территории стран ТС вырос на 65%. Потребление продукции из фарфора в России, Белоруссии и Казахстане за 2009-2011 гг. выросло на 49,5% до 80 858 т, а производство таких товаров в союзе в 2011 г. снизилось до 15 629 т (на 2,8% меньше, чем в 2009 г.), указано в документе.
Российским производителям трудно конкурировать с китайскими производителями из-за устаревших технологий, высокой себестоимости производства, сбытовой политики и распространения посуды из стекла и керамики, объясняла в отчете за 2011 г. компания «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). По ее оценкам, объем российского рынка посуды в 2011 г. составлял около $550-600 млн, из которых треть приходится на фарфор. Если в 2009 г. российские производители выпускали около 41 млн изделий, а импортеры ввозили 119 млн изделий, то к 2011 г. производство упало до 22 млн шт., а импорт вырос до 180 млн фарфоровых изделий, говорилось в отчете ИФЗ. Российские и белорусские производители фарфора работают в низком ценовом сегменте, где основную конкуренцию им составляют китайские производители, «Карловарский фарфор» из Чехии и Сумской фарфоровый завод с Украины.
Российским производителям вместо того, чтобы лоббировать повышение пошлин, необходимо провести модернизацию, улучшая качество и снижая себестоимость, уверен Титов.
На первое время высокие пошлины дадут передышку для отечественных производителей, но кардинально они проблему не решат, говорит гендиректор «Мануфактуры Гарднеръ» («Фарфор Вербилок») Сергей Ляпукин. «Отрасли необходимо техническое перевооружение: например, у нас самому молодому
оборудованию 53 года, его моральный износ — 100%, физический — 80-90%», — объясняет он. На переоборудование, по его словам, нужно около $10 млн, но таких денег у компании нет. Он считает, что для спасения отрасли необходима господдержка, например кредиты с большой отсрочкой.
Фарфор российского производства представлен на рынке в своих нишах, которые не являются массовыми, поэтому вряд ли отечественные производители смогут заменить импортную продукцию, считает Титов. У отечественных заводов нет нужных мощностей, чтобы заполнить нишу, которая сможет освободиться в случае снижения импорта, полагает Титов. Продукция ИФЗ довольно дорогая и массовый потребитель не сможет перейти на нее, а продукция, например, «Вербилок», «Дулева» и «Гжели» слабо представлена на рынке, объясняет он.
Ведомости