ФТС хочет ввести административную ответственность за ошибки в отчётности
Административную ответственность за нарушение порядка представления в таможенные органы статистических форм учёта перемещения товаров, необходимых для формирования официальной статистической информации о взаимной торговле России с государствами – членами ЕАЭС намерена ввести Федеральная таможенная служба. Соответсвующий проект федерального закона размещён на Едином портале Оценки регулирующего воздействия.
В случае принятия данного законопроекта новое правонарушение будет включено в статью 19.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Непредставление сведений (информации)».
Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза, которые утверждены постановлением Правительства РФ № 40, установлены сроки и обязанность представления статистических форм юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако норму об ответственности за непредставление либо за неполное или недостоверное представление таких данных в таможенные органы законодательство об административных правонарушениях не содержит. Кроме того, сведения, заявляемые участниками ВЭД, носят уведомительный характер и не подтверждаются документально. Как отмечает таможенное ведомство в сводном отчёте к проекту акта, подобные упущения приводят к существенному недоучёту данных о взаимной торговле со странами ЕАЭС, а значит – к искажённой оценке реального торгового оборота.
Предлагаемые ФТС поправки призваны восполнить этот пробел путём введения штрафов за подобные нарушения. Комментируя новый документ таможенного ведомства, Сергей Гусев, сопредседатель Комитета Ассоциации европейского бизнеса по транспорту и таможне, подчёркивает: «В формулировке одной статьи объединены и непредставление статформы, и несвоевременное её представление, и представление её с недостоверными сведениями. При этом, как это принято в ФТС, отсутствуют какие-либо квалифицирующие признаки, уточняющие, представление каких недостоверных сведений образует состав правонарушения, а каких нет».
Кроме того, эксперты не согласны и с размером штрафа за нарушения в части представления сведений, используемых исключительно для формирования статистической информации, который для юридических лиц установлен в размере от 50 тысяч до 150 тысяч рублей: «В пояснительной записке с особой циничностью отмечается, что они установлены исходя из принципов соразмерности и адекватности правонарушений и их последствий», - отмечает Сергей Гусев.
Вместе с тем эксперты положительно оценивают то, что в документ частично вошло положение, разработанное ими: примечание к статье 16.2 КоАП РФ подход об освобождении от административной ответственности при добровольном сообщении об ошибках.
Однако в проектируемую статью 19.7.12 не включено условие об отсутствии задолженности участника ВЭД, препятствующее освобождению от ответственности, а условие о начале проведения проверки, о которой, как правило, неизвестно обратившемуся в таможню участнику ВЭД, напротив, сохранено.
Стоит отметить, что ФТС не планирует ограничиться только указанными поправками. Дело в том, что в соответствии со своими полномочиями ФТС России осуществляет лишь статистическое наблюдение, которое предусматривает сбор статистических форм учёта перемещения товаров между Россией и государствами ЕАЭС, обработку соответствующих данных и формирование официальной статистики о внешней торговле, которая затем передаётся в Федеральную службу государственной статистики. Поэтому в планах таможенного ведомства взять на себя в полном объёме ответственность за ведение таможенной статистики во взаимной торговле со странами ЕАЭС, в том числе, путём наделения должностных лиц таможенных органов полномочиями по возбуждению и рассмотрению соответствующих дел об АП. Кстати, последнее, по подсчётам ФТС, увеличит собственные трудозатраты на 30%, но при этом, по предварительной оценке ФТС, поступления в бюджет в результате подобных нововведений могут составить порядка 1500 млн. рублей в год.
ФТС рассчитывает, что поправки в КоАП России вступят в силу в декабре 2015 года, но даже в этом случае повышения полноты и качества информации о взаимной торговле России со странами ЕАЭС ФТС надеется добиться не раньше, чем к февралю 2017 года.