ФТС меняет правила игры
Таможенники настаивают на предварительном информировании о перемещаемых через границу грузах.
Поправки в Таможенный кодекс, внесённые в правительство Федеральной таможенной службой РФ, обязывают перевозчиков заранее предоставлять информацию о грузах, пересекающих границу России. В ОАО «РЖД» считают, что такая практика вызовет сбои в международных перевозках и повлечёт за собой рост расходов компании.
Согласно документу минимум за час до пересечения границы перевозчики обязаны предоставлять таможенникам информацию об экспортируемых или импортируемых грузах. Если по каким-либо причинам это не будет сделано, то инспекторы вправе не пустить товар на территорию России. Или же – если речь идёт об экспорте – отправить его на склады временного хранения за счёт средств перевозчика.
Как рассказали «Гудку» в ФТС, поправки были внесены в правительство с рассогласованием. «Мы устали совещаться с ведомствами, Минфин и Минтранс были категорически против нововведений», – сообщил «Гудку» начальник отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий ФТС Олег Сенькевич.
Таможенные изменения не нашли понимания и в ОАО «РЖД». По словам первого заместителя начальника управления таможенно-брокерской деятельности Вячеслава Лихачева, компания не может предоставлять предварительную информацию чисто технически.
«Если речь идёт об импорте, то мы принимаем груз на границе и информацию о нём получаем одновременно с таможенными органами», – пояснил он. В данной ситуации РЖД становятся посредником между российской таможней и обладателями информации о товаре – грузоотправителем, грузополучателем и таможенным органом страны отправления.
«В случае если закон будет принят, мы будем вынуждены обращаться к железнодорожной администрации другой страны и будем зависеть от того, предоставит ли, например, Молдова или Украина нам эту информацию или нет, – предполагает Вячеслав Лихачев. – Нам кажется это не совсем правильным. Может получиться, что много грузов по этим причинам не пустят в страну».
Компания уже обосновывала свою позицию в письмах, которые были направлены в адрес ФТС в этом июле: одно – за подписью первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, второе – за подписью старшего вице-президента Бориса Лапидуса.
В одном из них, в частности, объясняется, что РЖД действуют на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). В нём указано, что для приёма груза необходима только накладная. Иностранные перевозчики при этом не обязаны предоставлять предварительную информацию о ввозимых грузах. Следовательно, компания не может отказаться принять импортный груз на границе, даже если российская таможня не была предварительно о нём информирована.
Из создавшейся ситуации железнодорожники видят два выхода – заключение международных договоров между Россией и соседними странами или же внесение изменений в уже действующее международное законодательство. Без этого они объективно не смогут предоставлять таможенникам предварительную информацию.
Кроме того, подготовка и направление информации в ФТС потребуют дополнительных человеческих и технических ресурсов, что повлечёт за собой новые расходы и снижение рентабельности перевозок. Для сохранения финансовой устойчивости железнодорожной монополии придётся либо повышать тарифы на перевозку, либо вводить новые сборы.
Однако в таможне считают, что на перевозчиках принятие нового законопроекта никак не отразится. «Технически предоставить информацию несложно, и любой грузоотправитель может это сделать в Интернете на специальном сайте ФТС», – рассказала «Гудку» начальник отдела организации таможенного контроля ФТС Лариса Коршунова. По её словам, это поможет лучше регулировать и организовывать работу таможен.
По мнению же руководителя практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнёры» Галины Баландиной, законопроект принесёт компаниям дополнительные проблемы.
«Предварительное информирование должно вводиться тогда, когда у таможни будет достаточное количество аналитических баз и программных средств для того, чтобы информацию обрабатывать, – считает она. – Механизм должен позволять таможне дифференцировать грузопотоки на те, которые вызывают опасения, несут потенциальные риски и нуждаются в проверке, и на те, которые нужно пропускать быстро в максимально короткие сроки. Пока этого нет. Но если такую цель не ставить, то облегчить процедуру таможенного контроля не удастся, и компании не почувствуют позитивных сдвигов».
Как рассказал «Гудку» начальник департамента транспорта и логистики ООО «Международная зерновая компания» (ввозит в том числе значительное количество зарубежного оборудования) Алексей Расницов, при импорте по железной дороге предварительно информировать ФТС довольно затруднительно. «Компания может получить накладные на груз в тот момент, когда он уже стоит на границе, и сроки, предусмотренные таможней, будут нарушены», – пояснил он. В то же время предоставление в таможню контрактов, сертификатов качества и другой информации не вызывает никакой сложности – они заранее есть на руках.
Согласно правительственному регламенту теперь решить судьбу законопроекта, не получившего одобрение всех ведомств, должен курирующий вопрос вице-премьер. В данном случае это Виктор Зубков. Он или на свою ответственность выносит вопрос на заседание кабинета министров, который в случае одобрения затем вносит его в Государственную думу, или сам добивается снятия имеющихся противоречий.
Гудок; 27.08.09