ФТС сделала "Зеленый коридор" красным
С 8 ноября 2,5 тыс. участников внешней торговли лишились возможности мгновенного внесения таможенных платежей с использованием банковских карт, выпущенных при координации ООО "Таможенная платежная система". В ФТС происходящее объясняют модернизацией оборудования и утверждают, что никаких проблем компаниям она не создает. Бизнес заявляет о незаконности отключения системы и говорит о росте издержек — при альтернативном способе оплаты растаможки с помощью платежных поручений ее сроки затягиваются на несколько дней.
Письмо N01-11/53532 о приостановлении онлайн-оплаты налогов и пошлин с помощью специальных таможенных банковских карт ФТС направила своим территориальным подразделениям 3 ноября. Речь идет о картах платежной системы "Зеленый коридор", выпускаемых банками под контролем ООО "Таможенная платежная система" (ТПС). Именно эту компанию ФТС определила координатором эмиссии таможенных карт.
Сейчас система "Зеленый коридор" насчитывает 130 банков-участников. Выпущенными ими картами пользуются 2,5 тыс. компаний, которые осуществляют 20% всех собираемых ФТС импортных платежей. Преимущество карт перед традиционным безналичным перечислением средств — платежи можно проводить не заранее, а непосредственно в ходе растаможки на таможенных постах. Объем проводимых через "Зеленый коридор" платежей — 50 млрд руб. в месяц (второй после Visa показатель). Среди крупных импортеров, пользующихся картами системы,— российские заводы Toyota, Kia, Hyundai, Coca-Cola, Pepsi.
ФТС объясняет "отключение" ТПС переносом серверов, обеспечивающих взаимодействие с этой системой в свой новый центр обработки данных. Информацию о времени окончания работ таможенники обещают сообщить дополнительно.
Заместитель гендиректора "Зеленого коридора" Андрей Макогон считает, что этими действиями ФТС нарушила свой же приказ N757 от 2001 года, определяющий, что наличие чека об оплате платежей с помощью таможенной карты свидетельствует о фактическом поступлении денег таможне — что, в свою очередь, является основанием для выпуска товаров. Чеки сейчас продолжают выдаваться, отключение же серверов ФТС не должно влиять на возможность уплаты таможенных платежей по банковским картам, сказал "Ъ" Андрей Макогон. По его словам, нарушена и норма соглашения между таможней и ТПС о бесперебойности платежей. "Поведение таможни нелогично и некорректно — уж если им потребовалось что-то сделать со своим оборудованием, то надо было известить всех об этом заранее. Таможня сделала это 3 ноября вечером — с учетом длинных праздничных выходных на извещение клиентов и их адаптацию к изменениям оставался всего один рабочий день, 7 ноября".
"Обязательства беспрерывности платежей в договоре с ТПС нет,— сказал "Ъ" представитель ФТС Владимир Зубков.— Мы должны лишь заблаговременно предупреждать о подобных технических перерывах — мы это сделали". По его словам, временное отключение оборудования не создает проблем участникам внешней торговли: "Платежи ведь не приостановлены, просто мы видим их сейчас не в онлайн-режиме, а через день". Возможность безналичных перечислений средств через банки никуда не исчезла, отметил Владимир Зубков.
"На практике после внесения платежного поручения деньги поступают на второй-пятый рабочий день",— возражает ему Андрей Макогон. По его словам, из-за "замораживания" таможенных карт клиенты не могут своевременно растаможить груз, и поэтому их издержки на хранение и фрахт транспорта возрастают. Для производственных компаний задержка поставок может обернуться нехваткой импортных комплектующих. Потери компаний от решения ФТС, безусловно, есть, но оценить их пока сложно, говорит представитель "Зеленого коридора".
Коммерсантъ