Глава ФТС — о том, как «необъявленная война» изменила работу таможни
Временно исполняющий обязанности главы ФТС Руслан Давыдов — о том, как западные санкции содействовали «глобальному развороту» российской внешней торговли на Восток и Юг
С марта 2022 года против России ввели шесть пакетов американских и 11 пакетов западноевропейских санкций, чтобы нарушить нормальную работу финансовых институтов, дестабилизировать деятельность правительства, осложнить жизнь предприятиям и людям. По сути это необъявленная война.
Основной удар был нанесен по внешней торговле, чтобы парализовать систему международных расчетов, разрушить сложившиеся за десятилетия транспортно-логистические цепочки и запугать торговых партнеров России вторичными санкциями, а в результате заблокировать каналы российского экспорта и отрезать страну от рынков современной высокотехнологической продукции.
Все это потребовало от таможенных органов переосмысления и перенастройки системы приоритетов.
«Разворот торговли стал свершившимся фактом»
Главной задачей таможни стала поддержка экономики в условиях санкций и содействие глобальному развороту внешней торговли с Запада на Восток и Юг. С февраля прошлого года в ФТС действует штаб по мониторингу и управлению ситуацией на границе, который занимается перенастройкой внешнеторговых операций. При необходимости к его работе подключается бизнес.
Работа строилась по следующим направлениям:
- упрощение и ускорение таможенных формальностей;
- реализация и контроль за прямыми мерами поддержки бизнеса;
- содействие переориентации транспортно-логистических потоков.
В итоге обеспечен приоритет операций по социально значимым товарам. Ввезено 8,1 млн т товаров, жизненно важных для населения, и оборудования для сохранения производств, на общую сумму более $38 млрд.
В условиях военной спецоперации на Украине организован мониторинг оформления товаров для нужд предприятий оборонки и Министерства обороны, чтобы исключить любые задержки и сбои.
В самых загруженных пунктах пропуска увеличен штат сотрудников, пять пунктов пропуска (МАПП Забайкальск, МАПП Кани-Курган, ЖДПП Махалино, ЖДПП Нижнеленинское и МАПП Ново-Филя) переведены на круглосуточный режим.
В 2022 году из выделенных правительством 957 ставок дополнительной штатной численности более половины распределены на Дальний Восток. В текущем году из других российских регионов туда дополнительно перераспределено еще 200 ставок. Нужно активнее заниматься формированием кадров на перспективу, развивать институт наставничества. В этой работе недопустимы формализм и показуха. Пристального внимания требуют вопросы социального обеспечения, особенно в южном и дальневосточном регионах, где есть острая потребность в кадрах в связи с изменением товаропотоков.
На Дальнем Востоке в текущем году общий товарооборот увеличился на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по грузовому автомобильному транспорту — в 2,4 раза. Рост торгового оборота идет прежде всего с Китаем. За девять месяцев 2023 года он превышает объемы аналогичного периода прошлого года на $35 млрд, или на 27,1%. Грузооборот — на 56,4 млн т, или на 37,7%. При сохранении сложившихся тенденций в торговле взаимный оборот к концу года может достичь $220 млрд. Чтобы поддерживать такую динамику, нужно быстрее внедрять новые таможенные технологии, реализуемые пока в пилотном режиме: выпуск товаров в контейнерах с борта судна, перенос применения мер фактического контроля из железнодорожных пунктов пропуска на внутренние логистические терминалы, совместное с операторами портов развитие технологии «единого окна» на морском транспорте, развитие технологии блокчейн. Такие предложения мы направили в правительство.
Необходимо активизировать и проекты по ускорению перемещения товаров в рамках международных соглашений с дружественными странами и перспективными торговыми партнерами. Среди наиболее перспективных — пилоты «Упрощенный таможенный коридор» с Азербайджаном, Ираном, Сирией, Узбекистаном, Китаем и Турцией.
Следующий шаг — внедрение новой модели взаимодействия, основанной на возможностях взаимного признания института уполномоченного экономического оператора. Такие соглашения уже заключены в 2022 году с Китаем и в 2023-м — с Ираном. 6 октября текущего года в ходе визита президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Россию подписано соответствующее соглашение с таможенной службой Республики Узбекистан. Прорабатываются аналогичные договоренности с Индией, Таджикистаном, Турцией, Монголией, Туркменией и ОАЭ.
Проекты по взаимному признанию результатов таможенного контроля реализуются с Китаем, Монголией и Азербайджаном. Важно добиваться повышения их практической отдачи, расширять круг участников, наращивать объемы товарооборота, повышать прозрачность и безопасность цепочек поставок товаров.
В целом транспортно-логистические коридоры Восток — Запад и Север — Юг сформированы, грузооборот по ним увеличился на 20–35%. Разворот российской внешней торговли на Восток и на Юг стал свершившимся фактом. Новые торговые партнеры России замещают западные компании, ушедшие с российского рынка.
«Акценты сместились на импорт»
Одной из основных задач ФТС было и остается обеспечение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет. Задание таможни в 2022 году было выполнено на 100,1%, в федеральный бюджет было перечислено более 6,2 трлн руб. По итогам девяти месяцев текущего года собрано более 4,7 трлн руб. Это больше четвертой части от общей суммы доходов федерального бюджета. При этом общая сумма освобождений — льгот, отсрочек, рассрочек уплаты таможенных платежей и т.п., предоставленных бизнесу в 2022 году, превысила 1,1 трлн руб., а за девять месяцев текущего года — еще 395 млрд руб.
В текущем году акценты еще больше сместились на администрирование импорта. На долю импорта приходится уже 78% всех поступлений. Теперь на первый план выходят задачи по системному развитию таможенного контроля и до, и после выпуска товаров. Необходимо совершенствовать систему управления рисками и выбор объектов контроля — повысить прицельность.
Мы уже перенастроили систему управления рисками, к категории низкого риска дополнительно отнесено почти 3 тыс. экспортеров и импортеров, и почти в два раза сокращен объем контрольных операций в отношении приоритетного импорта и товаров добросовестных компаний. Упрощен ввоз товаров, к которым применяются меры технического регулирования. Выпущено около 300 тыс. партий товаров общим весом более 600 тыс. т.
Практически все основные таможенные процедуры оцифрованы. В текущем году из более 3 млн деклараций на товары 83,7% зарегистрированы в автоматическом режиме, 27,3% выпущены полностью автоматически без участия таможенного инспектора. Более 93% электронных транзитных деклараций автоматически зарегистрированы, и почти половина (48%) выпущена в автоматизированном режиме. Единая автоматизированная информационная система таможенных органов ежедневно обрабатывает более 40 млн записей, позволяет за секунды получать сведения из электронного архива, оценивать риски, проверять документы, выданные другими ведомствами, списывать платежи. Среднее время автовыпуска составляет около 2,5 мин.
Такой уровень цифровизации предъявляет повышенные требования к информационной безопасности. Для защиты наших ресурсов от внешнего воздействия построен главный центр обработки данных ФТС России в Твери. В нем организованы высокоскоростные основные и резервные каналы передачи данных со скоростью 5 Гбит/с, закуплены транспортные станции и российская система хранения данных, которая позволит накапливать большие объемы информации без необходимости их онлайн-обработки. До конца года центр будет введен в полномасштабную эксплуатацию, а в первом квартале 2024 года приступим к миграции информационных и ключевых процессов таможенного оформления и контроля.
В перспективе на мощностях ГЦОД «Тверь» планируется развернуть единую цифровую платформу «ГосТех». Задачи на более далекую перспективу по формированию «интеллектуальной таможни будущего» определены в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Но уже сегодня понятно, что долгосрочные планы придется корректировать. Эта работа уже запущена.