Границу надо подлатать
На границах России с июня по сентябрь проводился масштабный мониторинг пунктов пропуска. Чиновники из Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) выезжали на места, фотографировали, выясняли, в каком состоянии находится инфраструктура, и докладывали о своих наблюдениях начальству.
В Москве все результаты были сведены в один доклад, который на расширенной коллегии ведомства в Санкт-Петербурге представил заместитель руководителя Росграницы Виктор Ельцов. По его словам, за 3 месяца было проверено 417 пунктов пропуска. Оказалось, что наиболее обустроенные находятся в аэропортах. Из 80-ти таких погранпереходов не функционируют 7, да и то потому, что некого пропускать.
Из автомобильных самыми обустроенными являются погранпереходы (МАПП), расположенные на Северо-Западе, самыми проблемными — на границах с Украиной и Казахстаном, отметил Ельцов. При этом половина всех МАПП расположена именно на украинской и казахской границах. «На них контрольные органы располагаются в модульных и быстровозводимых строениях, а чаще всего просто в строительных вагончиках-бытовках», — подчеркнул чиновник. Качество дорог, ведущих к этим погранпереходам, также оставляет желать лучшего. Зачастую такие пункты пропуска не оснащены водопроводом и канализацией, поэтому воду туда приходится завозить, а туалеты строились по принципу выгребных ям. Да и движение на многих погранпереходах фактически не осуществляется — ввиду отсутствия грузов и пассажиров. В итоге, из 177-ми МАПП 49 в настоящее время не функционируют.
Что касается железнодорожных пунктов пропуска, то они практически не модернизировались с момента создания. Всего в стране 62 таких погранперехода.
Инфраструктура пунктов пропуска в морских портах находится в удовлетворительном состоянии. Они хорошо обеспечены техникой и помещениями. Всего из 75-ти таких погранпереходов не функционируют 9.
«Очевидна необходимость присутствия территориальных управлений Росграницы в пунктах пропуска для решения вопросов по координации административных функций и по эксплуатации и содержанию погранпереходов, — отметил Ельцов. — В целом, условия в которых контролирующие органы (таможня, пограничники) выполняют свои функции, крайне неудовлетворительны».
На основании данных, полученных по итогам мониторинга, в Росгранице была создана единая база пунктов пропуска. Затем, проанализировав информацию, чиновники подготовили предложения в проект Федеральной целевой программы обустройства границы на 2011-2016 годы.
«Ситуация на пунктах пропуска постепенно изменится к лучшему», — уверен руководитель Росграницы Дмитрий Безделов. Касаясь нынешнего положения с инфраструктурой, он отметил: «Мы не волшебники, палочкой в один день эту ситуацию не изменим». «Федеральная целевая программа обустройства государственной границы, которая на сегодняшний день действует, была сделана как комплексный план обустройства новых участков госграницы в связи с развалом Союза. Она не делалась как программа капитальных вложений в пункты пропуска и границу. Потом она начала корректироваться в связи с тем, что было неправильно заложено изначально», — пояснил Безделов. По его словам, «сейчас, проведя мониторинг, мы впервые закладываем капвложения действительно на модернизацию, на изменение технологической цепочки совместно с контрольными органами».
Как сообщил «Росбалту» источник в Федеральной таможенной службе (ФТС), ФЦП на 2011-2016 годы предусматривает очень существенное увеличение затрат на обустройство пунктов пропуска. При этом в проект уже заложены такие проблемные погранпереходы, как «Бурачки» на границе с Латвией и «Ивангород» на эстонской границе. Кроме того, проект предусматривает приведение в соответствие с современными требованиями инженерной инфраструктуры погранпереходов. Пока, по данным источника, финансирование ФЦП планируется увеличить примерно в 5 раз — главное, чтобы кризис не помешал этим грандиозным планам.
rosbalt.ru 23.09.09