12.04.05

И ванны без родства

Бытовая техника пересекала российско-финскую границу под видом чугунных ванн

Крохотный расчет таможенного поста городка Углич долго не приходит в себя. Неожиданно свалившаяся из Москвы бригада оперативников отняла личные печати. Таможенник имеет право потерять все: честь, деньги, жену, дом, любой документ, но печать личную, лишиться этой лежащей в коробочке монетки с трехзначным номером все равно что жизнь перечеркнуть.

Конфискация печатей могла дать толчок для раскрутки грандиозного международного скандала, связанного с контрабандой электроники и бытовой техники из Азии в Россию через Финляндию. Но скандала не произошло. А служебное расследование, начавшееся с отбора печатей и выговоров, тем и закончилось.

Старая схема бурчит полковник Купцов, за что боролись Александр Михайлович возглавляет в Главном управлении по борьбе с контрабандой ФТС службу К (можно сказать, контрразведку таможни).

Это его люди, пришедшие в таможню из разных силовых ведомств, как и сам Купцов в прошлом военный, дали толчок нашумевшему делу Трех китов . Они же раскрыли и контрабандный канал Выборг Углич Москва.

Полковник рассказывает о схеме. И как к Выборгу да с финской стороны подъезжают трейлеры, забитые по самую крышу телевизорами, стиральными машинами. И как пересекают они границу и въезжают на российскую сторону уже как фуры с чугунными ваннами .

По документам, предъявленным в Выборге, ванны должны следовать в городок Углич на Ярославщине, где их будто бы принимают на складе местные таможенники. Но фуры по Ленинградке идут прямиком в Москву, где контрабандная аппаратура разгружается на складах оптовиков, а оттуда поступает в магазины. Оперативники полковника Купцова задержали партию из девяти фур с товаром на сумму 6 млн долларов США.

Конечно, водителям можно предъявить состав преступления по 188-й Контрабанда , и это должны сделать следователи . Хотя Купцов уверен, что здесь налицо сговор: водилы - шестерки , как и таможенники в Угличе.

И мы пытаемся понять, кто же главный исполнитель в этой схеме. В криминальной цепи, по которой налоговые деньги уходят в тень, обязательно должны быть официальный дилер инофирмы и таможенный брокер. Конечно, с чужаком никто из брокеров откровенно разговаривать не будет, нужна рекомендация посредника из таможни, которого подкармливает брокер. Тот и подскажет, какие фирмы нужно указать при оформлении TIR-карнета, CMR и инвойса (TIR-карнет международный документ для проезда через границу. CMR автонакладная с наименованием груза. Инвойс выставленный продавцом счет на товар. ред.) в момент отправления фуры с грузом в графе Покупатель и в графе Получатель

Шесть миллионов баксов. Одна партия из девяти машин. Сколько ж этих фур прошло через Углич? Канал проработал полгода. Свыше сотни трейлеров. А сколько собирались еще провезти?

Нетрудно представить реакцию криминального мира на арест каравана. Понятно, деньги огромные, будут искать крайнего Так по цепочке и пойдут: перевозчики, дилеры, кто прикрывал канал из авторитетов А вот это уже опасно

Машины финские, водители московские, докладывают полковнику.

Участие финских фирм-перевозчиков в таком глобальном контрабандном проекте дало повод для звонка в Хельсинки, друзьям из журнала Новые рубежи . Когда я рассказал о задержанных фурах с ваннами , они рассмеялись. Оказывается, тема перевозок их интересует давно. Прямо-таки неисчерпаемая тема.

У нас серия материалов о, мягко говоря, странностях финско-русской логистики, услышал я.

Финские репортеры обнаружили, что их родной логистический центр, этот крупный терминал со складскими помещениями, работает из России в Россию. Именно по такому маршруту движется большая часть контейнеров по Транссибирской магистрали из Азии через Россию в Финляндию и обратно.

Азиатские грузы со скоростных поездов попадают на склады, являющиеся, по сути, огромными оптовыми магазинами. Такие централизованные таможенные склады-распределители позволяют закупать товар крупными партиями, не вкладывая значительные средства в НДС и российские таможенные пошлины. А затем затем появляется оптовик помельче, который с финских складов забирает столько, сколько нужно, небольшими порциями для России.

А не проще ли вагоны разгружать по пути, ну скажем, в Сибири? спросил я.

В Финляндии склады лучше, ответили мне, и маски-шоу никто устраивать не будет

В публикации журнала не попала только одна вещь. Среди владельцев финского терминала есть фирмы, которые зарегистрированы на Гибралтаре и принадлежат россиянам. Редактор убрал из заметки и названия фирм, опасаясь за жизнь репортера.

После разговора с Хельсинки история с печатями угличских таможенников приобрела вселенский масштаб.

И спустя два месяца после ареста фур я решил узнать, что с угличским делом? Как там таможенный пост, принимает ли импортную сантехнику?

Не-еет, уже не принимает, ответили ярославцы, сгорел Углич.

Таможенники уволились. Без личных печатей они все равно никому не нужны. Вызывали по этому делу в Москву и начальника областного управления генерал-майора Владимира Сидорова.

При этом обнаружилась аналитическая записка О применении мер минимизации рисков , которую подготовил в конце минувшего года сотрудник ярославской таможни майор Вячеслав Виноградов. Риск для таможни это все, что связано с потерей денег.

Чтобы подготовить записку, майор взял статистику о ввозе в область всех товаров за год. И увидел, что первые четыре места в таблицах занимали фирмы (ООО), существенно влияющие на все сборы таможенного поста. Номенклатура товаров, ввозимых этими организациями, не соответствовала производственной деятельности района и появилась недавно. Таможенное оформление угличским постом проводилось с космической скоростью. Самое же интересное: четыре фирмы привозили в этот городишко на Ярославщине чугунные ванны. Фура за фурой В течение полугода свыше ста машин, забитых одним товаром. Майор задал вопрос, а зачем Угличу столько ванн?

Он мог бы опустить эти свои доводы, в конце концов поделиться сомнениями с начальством. Но майор честно все зафиксировал, и с его резюме аналитическая записка ушла в Москву.

Через неделю оперативники накрыли угличский канал, а в Москву срочно вызвали начальника Виноградова генерала Сидорова. Именно по его инициативе в середине лета в Угличе появился таможенный склад, куда привозили чугунные ванны

Так я нашел героя угличского дела. Только главного ли?

P.S. После служебного расследования все замы начальника Ярославской областной таможни, включая майора Виноградова, получили по строгачу , сам же начальник генерал-майор Сидоров отделался порицанием.

Сергей СМИРНОВ
NovayaGazeta.Ru, 11.04.2005