Игра в одни ворота
(Окончание. Начало в № 31 от 12 мая 2011 г."Таможенный абсурд")
Многокилометровые пробки из грузовиков на границах и у таможенных терминалов в Петербурге в прошлом и начале этого года были вызваны странными решениями Федеральной таможенной службы, которая закрыла три поста на крупнейших логистических терминалах частных компаний в Петербурге. В результате в городе оказалась разрушенной эффективная система таможенного оформления и был уничтожен бизнес владельцев терминалов. Без таможенных постов, где оформляются грузы, терминалы никому не нужны.
Южный анекдот
История с последним из закрытых постов «Южный» была совершенно анекдотической. Его сняли с благоустроенного терминала «Совавто» площадью в 25 га, вмещавшего 800 грузовиков, и перенесли на 300 метров на территорию только еще строившегося терминала «Руслан» с площадью стоянки всего 3 га и способного пропускать не более 100 машин в сутки. Это создало километровые очереди и ухудшило условия работы. Рассказывает один из таможенных брокеров (оформляет грузы на таможне по поручению их владельцев):
«Помещение на «Руслане» построено под овощебазу — полностью герметизировано, так как должно быть холодильником. Внутри духота, раздеться негде, люди изнемогают от жары и выбегают на улицу, как из парилки. А что будет летом? Прямого прохода к таможне нет — надо сначала пройти около 0,5 км по проезжей части между машинами (тротуара и обочины нет), а потом еще назад 0,5 км до таможни, войти на территорию некой фирмы по продаже запчастей и грузового терминала «Руслан» (у «Совавто» был прямой проход к таможне). Брокеры, арендующие помещения у «Руслана», находятся в 100 — 400 метрах (в «Совавто» все было в одном помещении). Парковок нет. Ни одна просьба по созданию хоть каких-то условий по нормальному проходу в здание таможни не было учтено. Мы, брокеры, если не помрем под колесами машин, то просто сдохнем от духоты!»
Передел рынка
По мнению участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), все объясняет одна деталь — оператором этого терминала является ЗАО «РОСТЭК Северо-Запад» (РОСТЭК С-З), дочка холдинга ФГУП «РОСТЭК» (РОСТЭК учреждено ФТС в 1992 году). Если кто и выиграл от чехарды с таможенными постами, так это компании холдинга. Они получили от ФТС почти все перемещенные посты — основу бизнеса таможенных терминалов.
Так, в июле 2010 года Юго-Западный пост был снят с терминала на Волхонском шоссе и перенесен в только что открывшийся контейнерный комплекс «Логопарк «Янино». Хотя, по мнению Константина Шаршакова, заместителя руководителя регионального филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), инфраструктура в Янино не была готова к дополнительной нагрузке.
«Логопарк «Янино» тогда полностью принадлежал группе компаний «Н-Транс». Сейчас, как говорят участники рынка, его совладельцем становится РОСТЭК С-З. А в прошлом году эта компания неожиданно для всех стала также совладельцем терминала «Эврика», на котором располагается Гатчинский таможенный пост. Эксперты уверены, что эта же судьба не минует и терминал «Северные ворота» в поселке Белоостров, на котором 15 марта 2011 года открылся Белоостровский пост.
Как утверждают члены Северо-Западной Ассоциации транспортно-логистических комплексов (далее — Ассоциация) в своем обращении к вице-премьеру Игорю Шувалову, «с приходом Артура Шайнурова (знакомого начальника СЗТУ Назипа Галикеева) на должность генерального директора РОСТЭК С-З политика этой компании превратилась в откровенное рейдерство. Открытым текстом в адрес владельцев терминалов звучат предложения об обмене 50% доли в бизнесе (включая имущественный комплекс) на возможность сохранения (или открытия) таможенных постов на их терминалах».
Судя по всему, именно таким способом РОСТЭК С-З стал совладельцем терминалов в Гатчине и Янино, а сейчас склоняет к этому же владельцев терминала «Северные ворота».
По мнению Ассоциации, то, что происходит в Санкт-Петербурге, — это передел логистического рынка под РОСТЭК С-З. Кстати, то же самое происходит и в Московской области, где из 18 новых постов 12 уже контролируется холдингом. Налицо очевидная монополизация рынка.
Феодализм в действии
Судя по информации перевозчиков, РОСТЭК С-З пользуется своим доминирующем положением. Особенно это было заметно при переводе поста «Южный» с терминала «Совавто» на «Руслан». «Совавто» брал за въезд 0,5–2,5 тыс. руб. в зависимости от времени стоянки. РОСТЭК С-З потребовал 4,5 тыс. руб. за въезд машины, чей груз оформляет он сам, и 30 тыс. руб. — если грузовладелец выберет другого брокера. На этом примере видно, что РОСТЭК С-З пытается захватить еще и рынок брокерских услуг.
Как отмечают авторы Обращения, ФТС давно открыто протежирует РОСТЭКу, создавая ему привилегии в системе таможенного оформления и околотаможенной деятельности. Так, в январе 2009 г. ФТС наделила свою компанию монопольным правом выступать гарантом уплаты таможенных платежей в бюджет другими таможенными брокерами — хотя сам РОСТЭК является рядовым (по Таможенному кодексу РФ) брокером. Он также стал одним из двух (вторым был АСМАП) эксклюзивных поручителей за транзит товаров по территории страны.
В марте 2008 г. ФТС назначила РОСТЭК единственным координатором эмиссии платежных таможенных карт «Зеленый коридор» — абсолютно идентичной десять лет существовавшей «Таможенной карте», которую без объяснения причин вытеснили с рынка. Участники ВЭД указывают и на другие примеры монополизации РОСТЭКом рынка околотаможенных услуг.
Прихватили на рубль — разрушили на миллион
ФГУП «РОСТЭК» первоначально было создано главным образом для выполнения чисто хозяйственных функций, необходимых ФТС, — в основном для строительства и обслуживания зданий таможен. Но в 2006 году, с приходом к руководству ФТС Андрея Бельянинова, компания активизировала свою коммерческую деятельность. Какими способами она отвоевывала свое место на рынке, показано выше.
При этом не похоже, чтобы интересы государства были приоритетными для РОСТЭК, его дочек и ФТС. Государство заинтересовано в росте грузопотока, для чего необходимо ускорять таможенные процедуры. Действия же таможни привели к противоположному результату. Как утверждают участники рынка, к 2011 году общая пропускная способность автомобильных таможен сократилась вдвое, соответственно выросли очереди на границах. Помимо прочего, это увеличило транспортные издержки грузовладельцев, что привело к росту цен на импортные товары. Не говоря уже об обычном для всех ГУПов воровстве. Счетная палата РФ выявила в 2010 году значительное завышение цен на материалы и оборудование, использованные при строительстве пунктов пропуска на границах, на общую сумму порядка 282 млн руб.
По мнению авторов обращения, «вытеснение с рынка околотаможенных услуг других игроков, его монополизация структурами РОСТЭКа подрывает основы рынка и серьезно ухудшает привлекательность территории РФ для бизнеса. Это грозит переориентацией товаропотоков в пользу других стран — участниц Таможенного союза». «Неужели все это соответствует курсу президента на модернизацию и позиции премьера по среднему бизнесу?» — недоумевают предприниматели.
Бизнес для себя
Усилившуюся в последнее время активность ФГУП и его «дочек» участники рынка объясняют предпродажной «накачкой активами» компании ввиду ее скорой приватизации. Хотя в правительстве России возможность приватизации холдинга пока не комментируют, но, судя по позиции президента Медведева, изложенной в его последнем послании Федеральному собранию, он твердо намерен избавиться от подобных коммерческих госструктур. В случае приватизации РОСТЭК скорее всего купят сами же руководители холдинга и их друзья в госорганах, как это принято в нынешней России.
«Они готовят себе бизнес. Могу поспорить: Бельянинов будет главным акционером», — уверен гендиректор компании «Транссфера» Сергей Скорик. «Заинтересованные лица в ФТС и исполнители в РОСТЭКе понимают, что решение по ФГУПу (приватизация или ликвидация) может быть принято, причем в ближайшее время. И потому торопятся максимально использовать служебное положение для накачивания РОСТЭКа активами. Причем делают это крайне цинично, попирая все законы, во вред бизнесу и имиджу страны», — говорит глава гильдии «ПРОВЭД» Руслан Кисс.
Эта версия представляется наиболее вероятной. Трудно представить, что какие-нибудь другие соображения могли бы объяснить такое непоколебимое упрямство, с которым ФТС проводит свою линию по созданию очевидных преимуществ ФГУПу и его дочкам. Притом что служба не может, как показано в предыдущей статье, обосновать свои действия никакими рациональными аргументами.
Ветер перемен
Между тем откровенный протекционизм ФТС в отношении РОСТЭК видимо впечатлил даже руководство страны. По инициативе Минэкономразвития был разработан и 1 декабря 2010 года президентом Дмитрием Медведевым подписан давно ожидаемый бизнесом закон «О таможенном регулировании в РФ». Пункт 2 статьи 10 этого закона устанавливает: «Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном правительством РФ». То есть ФТС лишили права самостоятельно закрывать и открывать таможенные посты — чтобы уберечь бизнес от внезапных решений ФТС и следующих за этим логистических проблем, как пояснили инициаторы новшества.
В последнее время Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба начали активно интересоваться деятельностью ФТС и холдинга РОСТЭК с его дочками. Созданы рабочие группы, руководители которых открыто обратились к участникам ВЭД с просьбой предоставить информацию о своих претензиях к этим госструктурам. По результатам анализа всей собранной информации будут приниматься решения о корректировке ситуации.
Лучшим решением представляется не приватизация (она усилит монополизм), а ликвидация ФГУП «РОСТЭК» с продажей его долей в ЗАО на конкурсах. Это, во-первых, избавит ФТС от необходимости содержать непрофильный актив (средства, выделяемые РОСТЭКу, многократно превышают получаемые от него доходы). Для хозяйственного обслуживания ФТС гораздо дешевле нанимать частные компании по конкурсу — как это делают многие госорганы. Во-вторых, ФТС освободится от ответственности за деятельность РОСТЭКа, связанную с таможенным сервисом, по которой предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. В-третьих, это оздоровит рынок околотаможенных услуг, вернет веру инвесторов в безопасность (от административного произвола) вложений в приграничную складскую инфраструктуру.
А вообще-то это дело принципа — на конкурентном рынке не должно быть государственных коммерческих компаний, тем более учрежденных регулятором этого же рынка.
Новая Газета (Санкт-Петербург)