06.12.07

Импортному автолисту дадут зеленый свет

РБК daily; 06.12.07

Минэкономразвития (МЭРТ) рассматривает вопрос об отмене импортных пошлин на автомобильный лист. Это решение, как сообщила вчера представитель министерства Татьяна Клочкова, может быть принято в самое ближайшее время. Лоббистом отмены пошлин, которые сегодня в среднем составляют 10%, по данным РБК daily, могло выступить Объединение автопроизводителей России.

Вчера, как передает Прайм-ТАСС, зам­главы департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности МЭРТ Татьяна Клочкова заявила о том, что импортная пошлина на листовую сталь для автомобилестроения может быть снижена до нуля. По ее словам, этот вопрос сейчас рассматривается, но «до конца года решение не будет принято». Впрочем, считает она, положительное решение все же будет, и такая корректировка пошлины находит понимание в Минпромэнерго. В этом министерстве РБК daily отметили, что лучше ввозить импортную сталь, чем готовые детали для сборки автомобилей. Сейчас, рассказали в министерстве, средняя пошлина на листовой прокат, используемый в производстве автомобилей, составляет около 10%. Пока, по словам представителя Минпромэнерго, конкретный перечень видов продукции и марок стали, на которые будет распространяться отмена пошлины, не утвержден. Комментарий в МЭРТ получить не удалось.

«В России качественного автолиста не хватает, по сути, есть только «Севергал» (входит в «Северсталь»), который производит сталь нужного качества», — сообщил РБК daily один из отечественных автопроизводителей на условиях анонимности. Он считает, что отмена пошлин сильно облегчит организацию штамповочного производства. По информации собеседника РБК daily, инициатором отмены пошлин выступило Объединение автопроизводителей России (ОАР) Подтвердить эту информацию в ОАР вчера не удалось.

Проектная мощность «Севергала» — 400 тыс. т автолиста в год, а его основные потребители в России — АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Другие крупные производители автолиста в России — Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Согласно инвестпрограмме Магнитки, к 2012 году доля листового проката в общем объеме продаж должна составить 70% за счет увеличения мощностей по выпуску горячекатаного и холоднокатаного листа до 11,7 млн т.

«Мы выражаем недоумение подобным заявлениям», — так прокомментировал выступление представителя МЭРТ источник РБК daily, близкий к «Северстали». Принятие такого серьезного решения, по его словам, требует более серьезной проработки. В таможенных кодах, замечает источник РБК daily, нет продукта с названием «листовая сталь для автомобилестроения», что, отмечает он, может повлечь за собой подведение под отмену импортной пошлины всех продуктов, попадающих под один таможенный код. Это может привести к резкому росту импорта металлопроката. При этом, по его словам, за девять месяцев 2007 года поставки оцинкованного проката из Китая в Россию и так выросли более чем втрое.

Впрочем, потребители считают иначе. «Автомобильной стали сегодня нет в России, и в ближайшее время она вряд ли появится», — заявил во вторник на конференции AutoRussia-2007 гендиректор Stadco в России Хайнц Шмитц. Правда, считает Олег Петропавловский из «Брокеркредитсервиса», отмена пошлин вряд ли подорвет бизнес российских производителей автолиста. «Российский рынок металлопродукции — быстрорастущий, к тому же подобный лист продается на нем с премией», — говорит эксперт. Как он полагает, в случае отмены пошлины российские металлурги могут снизить цены на свою продукцию, чтобы сохранить свою долю рынка — при этом их потери будут не слишком значительны.