Инновации по вызову
Минэкономразвития 10 марта внесло в правительство план стимулирования инновационной активности предприятий (см. www.vedomosti.ru). «План неплохой, в нем очерчены темы для правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям под руководством премьера [Владимира Путина]», — оценивает документ чиновник Белого дома.
Моделью долгосрочного развития выбрана экономика, ориентированная на инновации, объясняют чиновники Минэкономразвития, но для ее построения нужно стимулировать инвестиции.
Инновационная активность в России на низком уровне, констатирует Минэкономразвития в пояснительной записке к плану: в 2008 г. разрабатывали и внедряли технологические инновации лишь 9,6% предприятий. Для сравнения: в Германии — 73%, Ирландии — 61%, Бельгии — 58%, Эстонии — 47%, Чехии — 41%. «Динамика этих индикаторов за последнее время ухудшилась», — сетует Минэкономразвития, бюджетное финансирование исследований растет, а сами компании тратят на них все меньшую долю своих средств. «Необходима корректировка политики для ответа на этот вызов», — говорится в записке.
Отвечать на вызов чиновники начнут с улучшения госрегулирования инновационной деятельности, чему должно помочь создание технологических платформ. Эти платформы — новые образования для России, но давно работающие в Европе (см. врез). Еще нужно согласовать «протоколы взаимодействия» госкорпораций, институтов развития и крупных компаний, помогать бизнесу приобретать активы зарубежных высокотехнологичных компаний или создавать с ними альянсы.
Инновационную деятельность существующих предприятий Минэкономразвития предлагает поддерживать в основном налоговыми льготами и преференциями: ускорить амортизацию нематериальных активов, освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование, притормозить повышение взносов на обязательное медицинское страхование (до 3,1% с 5,1% в 2011 г.), реже проводить налоговые проверки и т. д. А для появления нового инновационного бизнеса нужно поощрять создание малых инновационных компаний с участием студентов и аспирантов, упростить стандарты техрегулирования и таможенное оформление.
Отдельное направление — создание стимулов в госсекторе. Нужно разработать требования к программам инновационного развития госкомпаний и госкорпораций, пишет ведомство, подготовить план внедрения передовых технологий. В их управляющих органах предлагается создать комитеты по технической политике, куда должны входить независимые эксперты. К концу II квартала должны быть выпущены соответствующие директивы для представителей государства.
На минувшей неделе план вернулся в Минэкономразвития на доработку, говорит чиновник аппарата правительства: основная причина — некоторые мероприятия не обеспечены финансовыми ресурсами. Речь идет, в частности, о выделении средств из бюджета (их объем и общая цена программы в материалах Минэкономразвития не указаны) в виде субсидий регионам и компаниям, дополнительных тратах на малый бизнес. Замечания были у многих ведомств (например, у Минпромторга, Минэнерго, Минрегионразвития, ФТС), главный оппонент — Минфин. В документе не проанализирована прежняя госполитика, пишет Минфин, необходимо сперва перераспределить средства от малоэффективных структур к эффективным и лишь затем вводить новые инструменты поддержки.
«За исполнение плана будет установлена персональная ответственность руководителей ведомств, и он должен быть проработан безупречно. А пока это не так: дорого и неконкретно», — говорит чиновник ведомства, не согласовавшего проект. Есть поручение правительства доработать и согласовать план до середины апреля, сообщил сотрудник Минэкономразвития, чтобы «успеть с ним вписаться» в бюджет 2011 г. «Чтобы не утонуть в согласованиях, вице-премьер Сергей Собянин поручил начать реализацию тех мероприятий, по которым противоречий между ведомствами нет», — знает сотрудник аппарата правительства.
«Роснано» согласовала план без замечаний, сказал ее представитель: решение стратегической задачи госкорпорации — создание наноиндустрии с оборотом 900 млрд руб. в год — зависит и от условий, в которых сектор будет развиваться. До сих пор внятной госполитики по поддержке инноваций не было, констатирует председатель совета директоров ABBYY Давид Ян. При действующей налоговой системе выгоднее производить продукт не в нашей стране, но прежде чем предоставлять льготы, чиновники должны понять, какого результата хотят достигнуть — построить «государственный или частный рынок инноваций», говорит президент IBS Group Анатолий Карачинский. Во многих странах компании могут получить налоговый кредит под проект, рассказывает он: «Например, компания разрабатывает вечный двигатель и государство освобождает ее от определенной суммы налогов; когда продукт начинает продаваться — компания рассчитывается с бюджетом, если он так и не появился — значит, государство разделило риски инвестора». Если первая модель невозможна в России, хорошо было бы снизить для стартапов наиболее чувствительные для инновационных компаний налоги — страховые взносы с фонда оплаты труда, продолжает Карачинский: «В обоих случаях это подтверждение того, что развитие инновационной экономики — национальная стратегия».
План представляет собой набор разумных мероприятий, но они не просчитаны, говорит президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова. «Сейчас в рамках научно-исследовательских работ откаты доходят до 80%. Главная проблема в том, что государство и бизнесмены тратят деньги на производство научно-исследовательской продукции, но ее на самом деле не производят», — добавляет она. На стимулирование инноваций не обязательно выделять огромные бюджеты, считает Ускова, а для начала нужно навести порядок в законодательстве.
В России была сделана ошибочная ставка на собственные ресурсы, рассуждает Ян, только сейчас чиновники задумались, как привлечь в страну и иностранных ученых: «Сейчас многих иностранцев пугает жизнь в России, они боятся той же милиции, нужно создать привлекательные для ученых условия — пусть не во всей стране, а в конкретном месте».
Ведомости; 29.03.10