Инвесторы буксуют на таможне
Российская промышленность требует сейчас полной модернизации производственных фондов. Большая часть предприятий работает еще на советском оборудовании, степень износа которого в некоторых отраслях достигает 70%, а средний возраст - 17 лет, что по мировым стандартам вдвое превышает допустимый срок службы. Перевооружение, необходимое для быстрого развития промышленности, невозможно без массового импорта современного технологического оборудования. При этом на Западе существует интерес к прямым инвестициям в российское производство. На сегодняшний день есть все условия для инвестиционного роста. Но для запуска этого процесса необходимы решения государства, способствующие повышению привлекательности импорта высокотехнологичного оборудования.
К такому выводу пришли участники исследования, инициированного группой "Тарго", российской таможенной компанией, специализирующейся на управлении проектами прямых иностранных инвестиций в Россию. В исследовании приняли участие не только представители Минэкономразвития, Минфина, ФТС, российских деловых ассоциаций, союзов и таможенных операторов. Были собраны и мнения зарубежных инвесторов о таможенных аспектах инвестиционной деятельности в России: проблемах и ожиданиях иностранных компаний в данной области.
Проведенное исследование показало некоторые итоги работы по новому Таможенному кодексу. Так, с введением в действие Кодекса вдвое сократилось количество таможенных брокеров, сейчас в государственном реестре 306 компаний. Причиной этому послужил установленный финансовый барьер входа на рынок в размере 50 млн рублей, который не в силах преодолеть мелкие, часто недобросовестные, компании. "Белый" таможенный рынок составляет сейчас лишь 20% от общего числа участников. Остальные - самостоятельные участники ВЭД и "черные" брокеры. При этом, как пояснила генеральный директор группы "Тарго" Татьяна Круглова, 25% ГТД, оформляемых добросовестными брокерами, дают 70% всего объема таможенных платежей.
С вступлением в силу нового ТК улучшились условия реализации инвестиционных проектов, в частности оформились "правила игры", позволяющие участникам ВЭД проводить более предсказуемую инвестиционную стратегию. Тем не менее осталось и немало проблем. Главная из них - незавершенность административной реформы и очень большая протяженность ее во времени, сильно ударившая как по таможенной системе, так и по истинному инвестиционному рейтингу. Также остаются усложненное взаимодействие с государственными органами, высокая роль подзаконных актов и недостаточная прогнозируемость правоприменения.
При ввозе оборудования в Россию на разных таможнях инвестору могут быть предъявлены разные требования к пакету документов для предоставления налоговых льгот. Таможенники на местах, привыкшие работать строго по указаниям сверху, не спешат принимать положительные решения о предоставлении льгот и "перестраховываются" при решении вопроса о взимании обеспечения уплаты таможенных платежей.
В исследовании сформулированы главные проблемы, препятствующие росту прямых инвестиций в Россию. В первую очередь это необходимость внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов и закрытый характер перечня оборудования, относящегося к технологическому и подлежащего освобождению от уплаты НДС. Как пример Т. Круглова привела мусоросжигательный завод, не вошедший в этот перечень по непонятным причинам. Очень сложно в результате доказать, что такой объект, обновляющий свое технологическое оборудование, хотя бы в порядке исключения имеет право на льготы.
Среди препятствий на пути товарных инвестиций в Россию - недостаточная подробность и полнота правового регулирования Таможенным кодексом, сложность, необозримость и запутанность системы подзаконных нормативных и иных правовых актов и прочее.
На основе проведенного исследования группа "Тарго" подготовила и отправила открытое письмо Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову, содержащее предложения по совершенствованию регулирования таможенной деятельности и улучшению инвестиционного образа России.
Так, по мнению Т. Кругловой, уже в 2005 году органам государственной власти необходимо:
Создать Рабочую группу при Консультативном совете по иноинвестициям с участием министерств, ФТС, профессиональных участников рынка и крупных западных партнеров под кураторством премьер-министра.
Издать специальный документ "Памятка инвестору", который будет распространяться по торгпредствам, и направляться крупнейшим зарубежным компаниям - потенциальным партнерам России в инвестиционном процессе. Такой документ даст четкую пошаговую информацию по вхождению на российский рынок и решению вопросов по ввозу технологического оборудования.
Разработать и опубликовать план нормотворческой и административной работы по урегулированию проблем в таможенной сфере.
Издать и опубликовать нормативный акт, предусматривающий широкое участие общественности (профессиональных объединений, ассоциаций, союзов) в реализации плана, обсуждении проектов нормативных документов.
Провести в Москве Внешнеторговый форум с участием представителей Правительства РФ, российского и зарубежного бизнеса. На нем рассмотреть, в частности, законодательные и региональные проблемы, возникающие в связи с перспективой вхождения в ВТО.
Препятствия росту прямых иностранных инвестиций.
Низкая оперативность нормотворчества МЭРТ (издан только один нормативный акт, действительно регулирующий вопросы таможенного дела)
Недостаток квалифицированных и опытных кадров, способных вести нормотворческую работу
Недостаточная эффективность механизма обратной связи с участниками ВЭД и профессиональными объединениями
Фактически не осуществляются систематизация и публикация судебной практики по таможенным спорам со стороны ФТС и министертв.
Экономика и жизнь