Как проспать границу
Пересечь границу Украины и не заметить этого - это уже не пожелание, а реальность. Так теперь ездят пассажиры поезда N 1 Москва - Киев - Москва.
Ночью они спят, в купе к ним никто не стучится и паспорта не проверяет. Вскоре правила пересечения границы между двумя нашими странами могут быть облегчены также для пешеходов и автовладельцев.
Произойдет это уже в ближайшем будущем. Основные межправительственные соглашения были подписаны 18 октября во время визита в Украину президента России Дмитрия Медведева. Этот саммит тогда освещали широко, но в поле зрения попали в основном газовые договоренности. Между тем Медведев и Янукович подписали и три пограничных соглашения. Одно - о порядке пересечения границы - готовил Минрегион России. Второе - касающееся развития пунктов пропуска - Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. Третье Соглашение "О сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на Российско-украинской государственной границе" было подготовлено ФСБ России и аналогичной спецслужбой Украины.
О том, как будем вскоре ездить друг к другу в гости и как нас будут при этом проверять, корреспонденту "РГ" рассказал начальник Управления пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Владимир Мочалов.
- Все три соглашения беспрецедентны по содержащимся в них решениям и уровню доверия, который будет установлен между двумя странами, - считает Мочалов. - Если говорить кратко, то в них заложен основополагающий принцип: "две границы - одна остановка". Предполагается, что российские пограничники и таможенники смогут проводить проверку граждан и досмотр автотранспорта совместно с украинскими коллегами, находясь с ними в одном здании. То есть водителю или пешеходу не придется останавливаться и проходить проверку сначала по одну сторону границы, а потом - по другую. На въезд и выезд человеку придется останавливаться всего один раз. Это сэкономит время и сделает пересечение границы максимально комфортным.
Сейчас между нашими странами действует 53 пункта пропуска. Среди них есть самый большой автомобильный пункт - пропуск на федеральной трассе "Крым" Валуйки, который очень перегружен. Например, в этом году через этот пункт пропуска границу в обоих направлениях пересекли 9 миллионов человек. Особенно большие очереди были летом. Водители часами стояли на трассе, пытаясь попасть на личном автотранспорте на курорты Крыма. Кипели моторы, кипели от возмущения на жаре и люди. С наступлением осени напряжение немного спало, но проблема осталась. Решить эту и другие проблемы помогут подписанные соглашения.
Ранее пути решения по созданию комфортных условий для пересечения границы железнодорожным транспортом предложили президенты двух стран. С мая этого года между двумя столицами РЖД запущен фирменный поезд N 1. Пассажиры, купившие на него билет, теперь садятся в Москве, а следующая остановка только в Киеве. Погранконтроль осуществляется на станции отправления и прибытия. Экономия времени солидная, фирменный экспресс стал прибывать в Киев примерно на четыре часа быстрее, чем другие прямые поезда.
В настоящее время поставлен вопрос о распространении подобной процедуры на другие направления на границе с Украиной. Есть определенные проблемы.
По мнению генерала Мочалова, соглашения в достаточной степени детализированы. Соглашением, которое готовили спецслужбы России и Украины, предусмотрен еще один важный принцип - взаимного признания результатов контроля на основе высокого уровня доверия. Так, на железнодорожном транспорте проверка может осуществляться только контрольными органами государства въезда при полной или частичной передаче полномочий по осуществлению контроля контрольными органами государства выезда.
По словам Владимира Мочалова, позитивные решения приняты по автомобильным и пешеходным пунктам пропуска. Мы знаем, что граница разделила во многих местах деревни и села пополам. Социальное напряжение в то время удалось снизить, разрешив проход из страны в страну местным жителям. На сегодняшний день насчитывается более ста таких мест пересечения границы, где местные жители могут посещать друг друга.
Нынешние же соглашения предусматривают фактическое переоборудование таких мест пересечения в двусторонние пункты пропуска. Через них смогут ходить и ездить не только жители разделенных населенных пунктов, но и все население приграничных областей. Например, жители Белгородской области смогут пользоваться для проезда на Украину не только действующими ныне 53 пунктами пропуска, а 150. Разработчики договоренностей понимали, что нагрузка на эти пункты пропуска увеличится, следовательно, они должны быть реконструированы и расширены. Все это потребует денег, и немалых. Кроме того, по закону полагается ратификация соглашений парламентами обоих государств. Вот этот момент пока и является сдерживающим в реализации нововведений.
Хотелось бы также отметить, что в результате работы спецслужбам двух стран удалось прописать в соглашении "О сотрудничестве при осуществлении совместного контроля..." такие важные договоренности, как применение сотрудниками контрольных органов средств защиты. В полной экипировке, в своей национальной форме, на служебных или личных машинах, которые освобождаются от таможенного контроля, уплаты таможенной пошлины сотрудники контрольных органов одной страны смогут осуществлять контроль в едином пункте пропуска на территории своего соседа. При этом ни украинские пограничники, ни российские не будут считаться пребывающими в загранкомандировках. Если кому-то из российских или украинских офицеров, несущих службу на территории друг друга, станет плохо, то он беспрепятственно сможет вызвать "скорую помощь" с территории своей страны.
Сейчас ФСБ России совместно с МИД России уже готовится к представлению Соглашения "О сотрудничестве при осуществлении совместного контроля..." для ратификации в Госдуме.
Российская газета