Как выживает авторынок Благовещенска
Сложности с легализацией иномарок ударили по автобизнесу.
«Вот здесь все было заставлено вагончиками с запчастями и маслами, а тут — машинами», — показывает на пустующие места вдоль улицы Воронкова продавец подержанных японских автомобилей Виктор Литовченко. Раньше, чтобы проехать мимо благовещенского авторынка, приходилось принимать левее: обочины и днем и ночью были заняты начищенными до блеска иномарками. Почему за последние годы число машин здесь уменьшилось вдвое, какие марки авто сегодня предпочитают амурчане и чего боятся местные перекупщики, читайте в материале «Амурской правды».
Потребительское затишье
— Назови статью «Как умер авторынок», — советует один из торговцев, вызвавшийся провести нашему корреспонденту экскурсию по торговым рядам.
Пятница, 11 часов утра. Пять лет назад в это время здесь уже вовсю бродили потенциальные покупатели: щупали резину, слушали мотор, проверяли пробег и состояние салона. Сейчас — никого. Только одинокие продавцы натирают своих «железных коней», да пенсионеры играют в нарды. Редкие клиенты забредают сюда обычно по выходным.
— Было время, машины и 15 минут не стояли: только пригнал, а ее уже покупают, — вспоминает Игорь, торговец с двадцатилетним стажем. — Я занимался этим бизнесом, когда авторынок еще был на улице Шевченко, но такой упадок, как сейчас, на моей памяти впервые. Здесь есть машины, которые стоят уже больше двух лет!
Прогуливаясь среди авторядов, замечаешь, что рынок заметно поредел. На некогда забитых под завязку стоянках появилось много «белых пятен». По словам старожилов, часть продавцов ушла из бизнеса в такси или охрану. Все, кто занимался мелкими продажами, перебрались на бесплатные интернет-площадки — drom.ru, auto.ru, avito.ru. Сейчас здешний рынок больше напоминает платную стоянку. Осталось около 10 крупных дельцов, которые имеют в продаже по 20—30 машин и продолжают возить авто из Японии. Остальные распродают то, что осталось в наличии.
Испытание на безопасность
Черная полоса для бизнеса началась в 2014 году, когда курс рубля сильно упал по отношению к доллару и евро. Импорта стало меньше, пошлины на ввоз заграничных авто начали расти в геометрической прогрессии. Уже тогда с рынка ушли много «лишних» людей. Остались воротилы, имеющие хорошую финансовую подушку. Но и им с каждым годом становится все сложнее выживать.
— В 2017 году все машины обязали оборудовать кнопкой экстренного реагирования на ДТП «Эра-ГЛОНАСС». Из-за этого мы год не могли растаможить машины, они заполонили весь порт во Владивостоке, — вспоминает один из продавцов. — Случился настоящий коллапс, и тогда для дальневосточников нововведение отменили.
Сейчас бизнесмены опять в гнетущем ожидании. С 1 июля вступает в силу новый техрегламент Таможенного союза. Под запрет на ввоз попадают праворульные грузовики, микроавтобусы с количеством посадочных мест больше восьми и спецтехника. Для остальных авто станет сложнее получить сертификат безопасности, без которого в ГИБДД не выдадут ПТС.
Сила эвакуатора
С ужасом ждут июля не только в нашем регионе, но и в Приморье, где дела на вторичном авторынке всегда шли бойчее. Официальная информация о нововведениях была опубликована на сайте Росаккредитации. Но как это будет выглядеть на деле, пока не знает никто. В кулуарах поговаривают, что зарегистрировать машину станет в разы дороже и хлопотней.
После того как авто пройдет оформление бумаг на таможне, владелец должен доставить его на эвакуаторе в аккредитованную лабораторию, работающую по новому ГОСТу. В стране таких всего 15, во Владивостоке — одна, и вряд ли станет больше. По оценкам экспертов, на возведение такой лаборатории нужно потратить около 30 миллионов рублей. По требованиям стандарта в ней должны быть прямая полоса для разгона авто до 120 км/ч, смотровой бокс определенной площади и другие необходимые нюансы.
Если «железный конь» пройдет все испытания, владельцу выдадут свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. С ней можно отправляться в отделение ГИБДД для оформления ПТС.
— Заметьте, за руль все это время садиться нельзя, перемещать машину нужно только с помощью эвакуатора, — хватаются за голову приморские продавцы авто. — Хотите разбогатеть? Покупайте эвакуатор и езжайте во Владивосток, скоро там откроется золотая жила!
Покупка по карману
И это был самый благоприятный расклад событий. В случае неудачи во время тестирования иномарки эксплуатировать машину в России будет нельзя. Деньги, время и нервы окажутся потраченными впустую. Играть в такую рулетку отважится не каждый автолюбитель. Нововведения еще туже закручивают гайки в, казалось бы, и без того непростой ситуации с праворульным транспортом.
Да и средства на покупку свежей машины из Японии сегодня есть далеко не у каждого. По словам амурских перекупщиков, самый ходовой сегмент авто в последние годы — в ценовом диапазоне 200—250 тысяч рублей. Пусть это старые машины 1998—2005 годов выпуска, но разбираются они сейчас в первую очередь. Это то, что по карману большинству людей.
— Вчера ребята приходили, искали Toyota Mark II «сугроб», — рассказывает продавец Виктор Литовченко. — А его нет на рынке. Лет семь назад мне такое скажи, я бы решил, что человек сумасшедший! Их всегда стояло штук 40 на рынке, сегодня нет ни одного. Их больше не вывозят из Японии, потому что пошлина подскочила до 700 тысяч рублей. Машина, которой двадцать лет, будет тут стоить миллион. Это же абсурд!
Поэтому подобные варианты владельцы не продают, а ездят на них сами. Реальная стоимость такого авто — 350 тысяч рублей. Но, совершив сделку, купить себе что-то хорошее на те же деньги автолюбитель уже не сможет. По словам продавцов, хорошая машина по сегодняшним ценам не будет стоить дешевле 500 тысяч рублей. В этой категории самыми продаваемыми признаны Nissan Note и «вечная классика» Toyota Vitz.
Экономия в тренде
Среди тех амурчан, у кого есть деньги или возможность взять кредит, особым спросом пользуются гибридные автомобили. Toyota Prius, Toyota Corolla Fielder, Toyota Sai, Honda Fit — из двадцати машин на одном «пятаке» пять гибридов. Цены на них колеблются от 800 тысяч до полутора миллионов рублей.
— Но самый лучший покупатель сегодня — китаец, — разводит руками один из бизнесменов. — Денег у них больше, чем у русских, им даже выгодно тратить их здесь. Буквально недавно приезжала целая делегация, взяли 4 машины, оставив здесь больше пяти миллионов рублей.
По словам нескольких продавцов, основная масса покупателей машин премиум-класса — граждане КНР. Земляки тоже смотрят дорогие авто, но приобретают крайне редко. «Обычно обменивают на несколько машин, сою, продукты питания, золото», — добавляют торговцы.
Качество правого руля
Все движется к тому, что эпоха праворульных авто уходит в прошлое. Когда-то качественные и доступные по цене «японки» были приятным бонусом для дальневосточников, нашей визитной карточкой. Но со временем они стали также недосягаемы для народа, как и элитные европейские авто.
Социальные программы, автокредиты и выгодные предложения официальных дилерских центров приманили часть платежеспособного населения себе. Действительно, сегодня можно взять новую машину с салона на выигрышных условиях. Но после нескольких лет езды на российских или корейских авто некоторые амурчане признаются, что готовы снова вернуться к «японцам».
— «Праворукие» машины всегда отличались от «леворуких», даже собранных в Японии, — уверяют опытные водители. — Праворульные автомобили японцы делают для себя, на них лучше качество сборки, запчастей, отделка салона, шумоизоляция. Они почти не ломаются, если вовремя менять расходные материалы.
Машин меньше не стало
В ближайшее время амурчане, возможно, и не ощутят на себе этой потери. Денег на новое «железо» у населения все равно нет, а старых машин как раз в избытке. Два, а то и три авто на одну благовещенскую семью — сегодня норма. Город погряз в пробках, закончились свободные места на парковках, но автомобилистов меньше не стало.
Благодаря большому количеству машин на плаву держатся многие торговые павильоны на территории местного авторынка. Хотя, по данным МКП ГСТК, их количество устойчиво снижается с каждым годом. «Кажется, тут все держится только за счет этих киосков, — признаются торговцы. — Не будь их, тут, наверное, уже давно бы висел замок».
Самые популярные авто сегодня
- Nissan Note
- Toyota Prius
- Toyota Vitz
Выгодная «батарейка»
С каждым месяцем на дорогах Благовещенска встречается все больше машин с электроприводом. Они бесшумно появляются на горизонте и также бесшумно исчезают. Работают полностью на электричестве. Одна из самых популярных — Nissan Leaf. Но покупают ее только те, у кого есть возможность зарядить авто от розетки. Чтобы полностью наполнить машину энергией, уходит всего 4 часа и 25 рублей. Летом на эти деньги можно проехать до 100 км, зимой — не больше 70 км.
Количество машин на авторынке за 10 лет
- 2010 г. — 800
- 2011 г. — 920
- 2012 г. — 1200
- 2013 г. — 1100
- 2014 г. — 1030
- 2015 г. — 850
- 2016 г. — 590
- 2017 г. — 530
- 2018 г. — 570
- 2019 г. — 580
Количество торговых мест за 5 лет
- 2015 г. — 93
- 2016 г. — 89
- 2017 г. — 77
- 2018 г. — 71
- 2019 г. — 68