Какие проблемы выявились в ходе создания Таможенного союза трех стран
Вчера в Торгово-промышленной палате РФ прошло заседание "круглого стола" на тему: "Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Достижения и перспективы". Накануне ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза академик РАН Сергей Глазьев дал интервью обозревателю "РБГ".
- Сергей Юрьевич, как продвигаются дела с созданием Таможенного союза?
- Формирование союза идет в соответствии с планом действий в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств в октябре 2007 года, а также этапами и сроками, определенными Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 года. Строго по этому календарю реализуются положения международных договоров, составляющих правовую базу союза, гармонизация таможенных законодательств сторон, унификация торговых режимов по отношению к третьим странам и организация единой таможенной территории.
Своевременность выполнения поставленных задач обеспечивается постоянно действующими группами экспертов по направлениям внешнеторгового регулирования. Это - таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение. Работа идет успешно. В соответствии с установленными сроками.
- Какие проблемы выявились в ходе создания Таможенного союза?
- Главная, что называется, сквозная проблема, проходящая по всем направлениям нашей работы - согласование сторонами нормативных документов. Ведь более чем за полтора десятилетия независимости законодательства государств - участников Таможенного союза сильно разошлись. Экспертам приходится выполнять титаническую работу, чтобы найти взаимоприемлемые компромиссы для формулировок норм регулирования единой таможенной территории, которые будут действовать и в Беларуси, и в Казахстане, и в России.
В ноябре текущего года на заседании высшего органа Таможенного союза - Межгоссовета на уровне глав государств - намечено утвердить важнейшие документы, являющиеся основой договорно-правовой базы Таможенного союза. Это - Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, международные договоры в сфере технического регулирования, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории и другие. Ряд этих вопросов будет рассматриваться на очередном заседании Комиссии Таможенного союза в Алма-Аты 25 сентября.
- Оправдала ли себя концепция создания единого таможенного пространства, как предшественница единого экономического пространства стран-участниц? Послужит ли это стимулом присоединения к нему?
- По-другому экономическая интеграция и не мыслится. Создание единого экономического пространства включает в себя формирование общего рынка товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, единой валюты, общей системы правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования. Первый шаг по такому пути - устранение торговых барьеров, что, собственно, и достигается работой дееспособного и эффективного Таможенного союза.
- Как выглядят перспективы развития союза?
- Формирование полноценного Таможенного союза давно назрело. Его появление означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, стимулируя экономическую активность и повышая товарооборот. Ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве является важнейшим направлением совместных антикризисных мер, поскольку позволит расширить возможности экономического роста и модернизации экономики на современной технологической основе.
Согласно решению Межгоссовета, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный - до 1 января 2010 года, первый - до 1 июля 2010 года и второй - до 1 июля 2011 года.
На предварительном этапе обеспечиваются условия для таможенно-тарифного регулирования, а также формируется единая система мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на единой таможенной территории. До 1 января 2010 года должно быть обеспечено свободное обращение продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия и установления санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе Таможенного союза.
Стороны также одобрили план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории. До 1 июля 2010 года этот план должен быть реализован в отношении белорусско-российской границы.
С июля будущего года планируется ввести в действие единый таможенный кодекс союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования ТС. Замечу, что проект кодекса разрабатывается по самым современным международным стандартам в соответствии с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
- Российский рынок - самый емкий и самый большой по территории в Таможенном союзе. В равных ли условиях оказываются участники ТС?
- Свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений во взаимной торговле и отмена таможенных пошлин. Это ли не стимул для каждой из национальных экономик! Кроме того, все стороны будут использовать единые меры регулирования торговли с третьими странами.
Мировая экономическая конъюнктура остается стабильно непростой. Кризисное явление в ней будет сказываться еще долго. Таким образом, региональный ТС - это еще и гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.
Выгоды здесь очевидны для всех стран-участников, включая, естественно, Россию, чьи экспортно ориентированные предприятия понесли большие убытки в результате кризиса. За ТС идут программы формирования единого транспортного, энергетического, информационного пространства - иными словами, общего рынка.
Экономический смысл интеграции состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.
Расчеты, проведенные учеными РАН по совмещенной модели межотраслевых балансов государств - участников Таможенного союза, наглядно демонстрируют, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. По оценкам РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 процента от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1, Казахстан - 14,7 процента.
Механизмы Таможенного союза позволят создать эффективную систему международной кооперации путем восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
"Российская Бизнес-газета" №719 (35) от 15 сентября 2009 г.