28.04.21

Китай зашел в остатки

Huawei и Honor рекордно сократили поставки в Россию.

Поставки смартфонов Huawei и Honor в Россию в первом квартале упали до исчезающе малых 1,3% и 2% рынка соответственно. Год назад бренды лидировали в сегменте с общей долей в 38%. На позиции производителей повлияли американские санкции и дефицит комплектующих. В результате Huawei в России переориентировался на продажу компьютеров и аксессуаров. Но Honor, который в ноябре отделился от Huawei, рассчитывает вернуть позиции: компания планирует представить новую линейку смартфонов в мае.

“Ъ” ознакомился с отчетом аналитического центра GS Group по поставкам в Россию в первом квартале мобильных телефонов, включая смартфоны. Из него следует, что в страну было ввезено всего 264 тыс. смартфонов Huawei и Honor (до ноября 2020 года бренд принадлежал Huawei), тогда как годом ранее бренды в совокупности лидировали с 3 млн устройств.

Доля Huawei в поставках смартфонов по итогам первого квартала уменьшилась до 1,3%, а Honor — до 2%. Годом ранее они занимали 38% в импорте умных телефонов в Россию, уточнили в GS Group.

Всего, по данным аналитиков, за три месяца в Россию было поставлено 10,3 млн мобильных телефонов, что на 0,4 % меньше, чем годом ранее. На первом месте оказался корейский Samsung (33,5%), второе заняла увеличившая за год поставки втрое китайская Xiaomi (26%), а третье — Apple (15%).

Продажи Huawei и Honor с начала года также сократились. Honor сократил долю на российском рынке за первые два месяца 2021 года с 13% до 9% в штуках и с 7% до 5% в деньгах (см. “Ъ” от 26 марта). Доля Huawei в январе--феврале также опустилась с 4% до 3% в штучном выражении и с 3% до 2% — в денежном год к году.

В «Связном» подтвердили, что эти оценки актуальны по итогам первого квартала.

Всего, по данным ритейлера, за этот период было реализовано около 6,8 млн смартфонов на 156,3 млрд руб. Штучные продажи смартфонов за год снизились на 11%, при этом выручка от их продажи выросла на 22%, отметили в «Связном». В Huawei и Honor не ответили на запрос.

Проблемы у производителей начались еще в мае 2019 года, когда президент США Дональд Трамп подписал указ, позволяющий блокировать покупку оборудования, угрожающего национальной безопасности страны, а Министерство торговли США внесло Huawei в черный список. Тогда же Google, разрабатывающая операционную систему Android, которая используется в смартфонах Huawei и Honor, перестала сотрудничать с брендами.

В ноябре 2020 года Huawei продал Honor китайскому консорциуму индустриальных партнеров Shenzhen Zhixin New Information Technology Co. Таким образом вендор решил обеспечить выживание своего суббренда на фоне давления на Huawei США.

Поставки новых смартфонов Huawei и Honor в Россию значительно просели, сейчас ритейлеры фактически продают складские запасы, говорит аналитик Telecom Daily Илья Шатилин.

«Уже год не выходили новые модели под брендом Huawei и более полугода — новинки от Honor, что могло бы подогреть интерес к ним потребителей»,— отмечает он.

По мнению аналитика, отсутствие сервисов Google на смартфонах Huawei и Honor и ценовая политика компаний делают их неконкурентоспособными по сравнению с другими производителями. Уже сейчас Huawei практически ушел с рынка смартфонов, сосредоточившись на компьютерах и аксессуарах, отмечает эксперт.

Еще одна проблема в том, что Huawei и Honor производят весьма небольшое количество смартфонов из-за дефицита комплектующих, напоминает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Если Honor, как уже не зависящая от Huawei компания, не будет выведена из-под санкций, она может вовсе уйти с российского рынка смартфонов, допускает он. Но если китайский производитель получит соглашение с Google и доступ к американским компонентам, то сможет нарастить долю в России уже во втором квартале года, считает он.

Honor обещает представить новые модели в мае, отмечает Илья Шатилин. С высокой вероятностью, полагает эксперт, они будут работать на чипах американской Qualcomm и иметь сервисы Google. Но точно это будет известно только после одобрения со стороны властей США.

Коммерсантъ