27.07.10

Конец проверки или таможни

На днях закончится масштабная проверка, которую комиссия Федеральной таможенной службы проводит на Балтийской таможне. Сотрудники таможни и участники ВЭД (внешнеэкономической деятельности) ждут результатов с содроганием — недавние аналогичные мероприятия на Санкт-Петербургской таможне привели к ликвидации нескольких таможенных постов, закрытию соответствующих частных терминалов и настоящему коллапсу в таможенном бизнесе региона. Нынешние события позволяют предположить: новая концепция таможенного пространства страны, под эгидой которой и происходят все метаморфозы, — грандиозная авантюра, направленная на передел сфер влияния в таможенном бизнесе России.

Порты - не резиновые

Высокопоставленные столичные проверяющие прибыли на Балтийскую таможню в конце июня после того, как два руководителя ФТС — Борис Шкуркин и Дмитрий Некрасов — направили главному российскому таможеннику Андрею Бельянинову докладную записку. В ней аргументированно, с аналитикой и яркими примерами, разъяснялась катастрофическая неспособность расположенных в российских портах таможен должным образом досматривать проходящие через них грузы. Причина: таможни располагаются непосредственно на территориях соответствующих портов, а там мало места. Значит, чтобы качественно досматривать грузы, необходимо сократить поток, но это негативным образом скажется на экономике в целом. А если не сокращать грузопоток, надо пожертвовать качеством досмотра — что ещё негативнее отразится на экономике.

Между тем, шоковая терапия, проводимая ФТС в последние полгода, проходила под оптимистичным обещанием: таможенное оформление всех грузов будет теперь осуществляться на местах пересечения ими границ или в непосредственной от них близости. Это называлось новой таможенной концепцией, направленной на окончательное искоренение контрабанды. И вот, когда в пылу борьбы позакрывались таможенные посты и терминалы, чем бизнесу были нанесены убытки, исчисляемые десятками миллионов долларов, выяснилось, что реализовать концепцию невозможно. Оказывается, в тех местах, где границу пересекают самые крупные грузопотоки - морские, маловато свободных площадей. Новость сногсшибательная — особенно, если учесть, что территории российских портов не менялись в течение последних нескольких десятилетий.

Авторы судьбоносной докладной записки господа Шкуркин и Некрасов возглавляют Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования и Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС соответственно. Это очень опытные люди, и предполагать, что раньше они забыли про то, что отечественные порты «не резиновые», а теперь наконец-то вспомнили, как минимум, наивно. Или, может быть, они вдруг решили выступить против своего шефа Андрея Бельяминова, для которого концепция нового таможенного пространства страны стала своего рода личным знаменем? Простите, но это и вовсе фантастика. Да и подобные предположения опровергаются событиями последних месяцев.

Концепция - утопия

Напомним, после ликвидации двух таможенных постов Санкт-Петербургской таможни и закрытия двух современных таможенных терминалов, грузы, которые через них проходили, отнюдь не стали, согласно концепции, растаможиваться на границе - в Брусничном или Торфяновке. Собственно, такого и быть не могло, потому как ни Брусничное, ни Торфяновка для этого не приспособлены. Грузопотоки большей частью перетекли на другие терминалы, расположенные, фигурально выражаясь, по соседству с закрытыми. А конкретно - на постах Балтийской таможни (которая, в отличие от Санкт-Петербургской, не попала в опалу). И называться они стали по-другому — «сухие порты». Дескать, мы, хоть и располагаемся далеко от пункта пропуска (в данном случае Петербургского морского порта), но, типа, его филиалы. Мы тоже порты, но которые на суше! Участники ВЭД восприняли это как неприкрытый цинизм, но поделать ничего не смогли. Впрочем, петербургские «сухие порты» до недавнего времени воспринимались как частность — своего рода перегиб на фоне общих глобальных преобразований. Однако господа Шкуркин и Некрасов фактически аргументировали в своей записке: так, как в Петербурге, должно быть по всей стране. Иными словами, изначальная концепция переноса таможенного оформления в места пересечения грузами границы — утопия.

Но в чём же тогда суть грандиозных перемен? Какой вообще смысл во всем происходящем?

Налогоемкая супертаможня

Можно попытаться ответить на эти вопросы, если знать, что инициированная Шкуркиным и Некрасовым проверка на Балтийской таможне странным образом совпала по времени с глобальной реорганизацией таможен, подведомственных Центральному таможенному управлению.

Реорганизация сводится к ликвидации Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможен и создания вместо них одной Московской областной супертаможни. Примерно такие же планы около года назад обсуждались относительно Санкт-Петербургской и Балтийской таможен — предполагалось слить их в одну Ленинградскую. Но теперь, похоже, сдаваемые кем-то наверху карты легли иначе, и таможенный центр страны решено переместить в столицу, несмотря на отсутствие в непосредственной близости от нее морских портов и прочих границ. Причем дело тут, кажется, вовсе не в расстоянии до границы. Просто в Московской области появились новые таможенные терминалы, готовые оформлять большие партии грузов, но работой пока не загруженные. Говорят, об этой проблеме было заявлено недавно на совместном совещании руководителей Центрального и Северо-Западного таможенных управлений. Озвучивший ее один из руководителей ЦТУ, пишут газеты, особо подчеркнул, что новые терминалы готовы для таможенного оформления «налогоемких товаров».

Именно про «налогоемкие товары» говорится и в одиозной докладной записке Шкуркина и Некрасова. Мол, не хватает для них места в морских таможнях, а потому хорошо бы оформлять их в специализированных таможенных органах. Уж не в тех ли, что появились в Московской области?

Конечно, это противоречит разрекламированной концепции глобального переноса мест оформления грузов к границе — но кто ж мог знать, что порты в России такие маленькие? Хотели ж как лучше... Получается, правда, очередной передел огромного сектора бизнеса, но это как раз для России из разряда «как всегда». Неспроста по результатам проверки на Балтийской таможне ждут команду направлять все грузы в Московскую область - туда, где места побольше.

Константин Шмелев

Справка: Объём ввоза в Россию товаров морским и речным транспортом в 2010 году составил порядка 20% от общего объёма импорта товаров для внутреннего потребления. При этом 44% товаров оформлено Балтийской таможней.

Фонтанка.Ру; 27.07.10