20.11.07

Красный свет фурам

RBCdaily ; 20.11.2007

ФТС надоело в одиночку бороться с пробками на границах Федеральная таможенная служба (ФТС) не справляется в одиночку с проблемой пробок на границах. Сегодня в среднем время простоя автомобилей на пунктах пропуска на северо-западном участке границы РФ составляет от 20 до 40 часов. В результате перевозчики теряют около 7 млрд руб. в год. По мнению главы ФТС Андрея Бельянинова, ситуацию можно переломить только при условии совместных действий всех заинтересованных ведомств.

Вчера на международной конференции по вопросам пересечения пограничных пунктов пропуска на западе и северо-западе России глава ФТС Андрей Бельянинов признал, что несмотря на все предпринимаемые таможенной службой действия, проблема пробок на границах по-прежнему остается актуальной и приобретает более глобальные масштабы. Сегодня водители, пересекающие с грузом российско-латвийскую и российско-литовскую границы вынуждены по двое-трое суток находиться «в экстремальных санитарно-бытовых условиях». При этом, по словам вице-президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) Алексея Василькова, перевозчик за простой одного автомобиля теряет около 300 евро ежедневно. По данным Ассоциации, если в 2006 году российские и иностранные компании, занимающиеся перевозкой только в одном пункте пропуска Бурачки (граница с Латвией) потеряли 65,9 млн долл., то по итогам 2007 года этот показатель составит уже 117,3 млн долл.

По словам Андрея Бельянинова, ФТС предпринимает все возможные меры для решения проблемы. Так, например, вдвое было сокращено время таможенных досмотров. Кроме того, с 1 декабря 2007 года российские пропускные пункты будут готовы к внедрению системы предварительного электронного информирования таможенных органов.

Однако мер, предпринимаемых одной таможней, недостаточно. По мнению г-на Бельянинова все заинтересованные службы должны подключиться к решению проблемы. «Складывается такое ощущение, что сейчас только одна таможня бъется над этой проблемой», — заявил он вчера журналистам. Дело в том, что кроме таможенного досмотра, груз на границе проходит через фитосанитарный, пограничный и другие виды контроля. Неблагоприятными условиями, способствующими скоплению фур на КПП, являются плохое состояние дорог и недостаточные пропускные мощности самих пунктов пропуска.

Глобальные сложности с пробками на западных границах России начались в прошлом году, когда Белоруссия ввела плату за грузовой транзит на территории страны, в результате чего транзитопоток ЕС—Россия был перенаправлен на Латвию. Но участники конференции признали вчера, что, если даже часть фур вернется на белорусскую границу, проблема до конца не решится. Причиной тому постоянно увеличивающиеся объемы внешней торговли.

Замминистра транспорта Евгений Москвичев, принимавший участие в конференции, признал, что для улучшения ситуации на границе необходимо развивать пункты пропуска. По его словам, Минтранс предусматривает ремонт дорожного полотна некоторых пунктов пропуска, а также планирует к 2010 году все подъезды к пропускным пунктам сделать трехполосными. Возможно, как сообщил вчера вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин, ТПП РФ, ФТС, Минтранс и другие ведомства внесут в правительство совместные предложения по разрешению ситуации.