Куда спешит таможня?
В начале марта в Санкт-Петербурге в одночасье ликвидированы два крупнейших поста – «Выборгский» и «Пискаревский». Участники ВЭД подсчитывают убытки и пытаются понять: в чем же заключаются мотивы ФТС? Сами таможенники уверяют, что занимаются реализацией концепции по переносу таможенных операций в приграничные районы.
Напомним, что в марте 2009 года ФТС начала реализацию указанной концепции в Москве, где проходит очистку львиная доля товаров, предназначенных как для столицы, так и для других частей страны. Таможенники закрыли несколько подразделений, что вызвало транспортный коллапс и очереди из фур. На все возмущения участников ВЭД таможня в лице начальника аналитического управления Владимира Ивина отвечала: бизнес был предупрежден за целый год до претворения этого исторического решения в жизнь, ему было рекомендовано перекроить свои логистические цепочки, а кто понадеялся на то, что процесс будет отложен, тот и столкнулся с проблемами.
Об истинных мотивах ФТС, решившей начать реализацию концепции еще до ее утверждения, получения финансирования и притом с самого проблемного региона, можно только догадываться, но в данном случае это сейчас и не важно. Главное, на что стоит обратить внимание, – участники ВЭД все же были предупреждены.
Петербургская история наверняка тоже имеет какое-то свое объяснение, но оно лежит, скорее всего, уже за пределами понимания и норм этики взаимоотношений власти и бизнеса. Судите сами.
В конце февраля – начале марта приказом ФТС закрываются два таможенных поста в Северной столице: «Пискаревский» и «Выборгский». Они оба были возведены несколько лет назад за счет частных структур – группы компаний «Транссфера» и корпорации «Стерх». В обмен на обустройство инфраструктуры и рабочих мест для таможенников компании получили право построить рядом свои логистические терминалы и оказывать грузовладельцам и перевозчикам широкий спектр разного рода услуг. Закрытие поста автоматически ведет к прекращению деятельности и частного комплекса, поскольку услуги последнего уже просто никому не нужны.
Схему можно было охарактеризовать как государственно-частное партнерство. Более того – оба терминала возвели в рамках принятой правительством Санкт-Петербурга концепции развития транспортно-логистического комплекса, которая предусматривала вынос перевалочных мощностей за пределы Кольцевой автодороги с целью освободить улично-дорожную сеть города от грузовых машин.
Наконец, другой примечательный факт: даже перед самым закрытием «Пискаревского», по словам президента «Транссферы» Сергея Скорика, этот пост и прилегающий к нему терминал посетил начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Назип Галикеев. Осмотрев в том числе и терминал «Транссферы», он дал ему очень хорошую оценку, предложив компании поучаствовать в реализации известной концепции «сухой порт». Оператор согласился и купил землю, заодно пойдя навстречу в еще одном пожелании начальника и улучшив условия труда для таможенников. Но спустя несколько дней стало известно, что пост закрывается.
«Транссфера» потеряла примерно $52 млн инвестиций, не считая недополученных доходов. «Стерх», по словам его вице-президента Константина Крупцова, также вложил немалую сумму, которая, как можно предположить, сопоставима с показателями коллег.
В результате нагрузка по оформлению легла на оставшиеся таможенные посты, которые, однако, не обладают даже половиной мощности, бывшей у «Выборгского» и «Пискаревского», что привело к пробкам и убыткам грузовладельцев. Генеральный директор компании «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс приводит такие цифры: если на 1 марта отстой машины на терминале и прочие связанные с этим расходы составляли 3–5 тыс. рублей в сутки, то теперь достигают 20–30 тыс. При этом если раньше оформление производилось в течение суток, то теперь – минимум трех. Вместо пяти-семи дней на доставку товара из Хельсинки до потребителя в Петербурге в настоящее время требуется уже две недели.
Объяснить логику действий ФТС через концепцию по переносу оформления на границу, как это делает само СЗТУ, крайне затруднительно. Соответствующая инфраструктура на границе не готова, уверяют участники ВЭД, поэтому даже при всем желании проводить там очистку товара не представляется возможным. Но даже если бы такая схема работала, то надо понимать, что машина на своем пути к потребителю все равно не сможет миновать Санкт-Петербург, в какой бы регион она ни направлялась. Другой момент: оба закрытых терминала находились на самом деле в приграничном регионе, так что их и переносить-то было никуда не нужно. Наконец, уж точно не было никакой необходимости в их неожиданном закрытии.
Остается лишь гадать, какой сюрприз от изобретательных таможенников нас ожидает в марте 2011-го…
Иван Ступаченко
rzd-partner.ru 26.04.10