Квота на льготы
Правительство обеспокоилось ростом объемов крупноузловой сборки на «Автоторе» еще в прошлом году и решило ограничить заводу льготы на ввоз автокомпонентов. В мае экс-премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление, которое сделало невозможным беспошлинный ввоз автокомпонентов для крупноузловой сборки на «Автоторе». Впрочем, документ действовал только для новых контрактов на сборку, заключенных после 2007 г.
Чиновникам этого показалось мало. Вчера замглавы департамента госрегулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Татьяна Клочкова рассказала журналистам, что в декабре может быть принято решение о квотах на беспошлинный ввоз автокомпонентов для «Автотора». Сейчас документ согласовывается с Минпромэнерго и Федеральной таможенной службой (ФТС), рассказала она.
Речь идет о проекте поправок к майскому постановлению правительства, объяснила «Ведомостям» директор департамента внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Галина Баландина. Если документ будет принят, «Автотор» сможет беспошлинно ввозить комплектующие только на 10 000 машин в год, говорит Баландина. Квота касается только количества — правительство не диктует «Автотору», какие модели выбирать. Но, скорее всего, это будут премиальные бренды, например BMW, по которому на заводе созданы «действительно серьезные мощности», надеется Баландина.
«Мы не можем допустить бесконтрольного роста объемов крупноузловой сборки на заводе», — объясняет она, это создаст угрозу конкурентоспособности другим российским автопроизводителям — как производителям иномарок, так и отечественным. (Пошлина на ввоз автокомпонентов составляет 15% от их стоимости.) Производство «Автотора» в первом полугодии выросло в 4,5 раза до 41 737 автомобилей по сравнению с первым полугодием прошлого года, при этом его производство растет в первую очередь за счет недорогих Chery и Chevrolet .
Представители ФТС и Минпромэнерго подтвердили, что поправки о квотах для «Автотора» сейчас согласовываются. По словам источника в одном из ведомств, обсуждается, когда должен вступить в силу этот документ: с 1 января или с 1 апреля.
«Автотор» пользуется льготой в соответствии с законом об особой экономической зоне Калининградской области, а там нет ни слова о льготах, возражает гендиректор «Автотор-холдинга» Валерий Горбунов. У «Автотора» есть обязательства перед иностранными инвесторами, по которым завод в 2007 г. должен выпустить 134 000 автомобилей, а контракты на следующий год предусматривают выпуск 180 000 машин. «Непонятно, почему государство планирует изменить закон, которым руководствовались иностранные инвесторы при принятии решения о производстве автомобилей на «Автоторе», — возмущается он.
Представитель администрации Калининградской области сказал, что областные чиновники борются за то, чтобы у «Автотора» не отбирали льготы. Губернатор области Георгий Боос 8 октября отправил министру экономического развития Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой содействовать подписанию соглашения «Автотора» с областью, Минэкономразвития и Минпромэнерго (копия письма есть у «Ведомостей»). В распоряжении «Ведомостей» оказался один из проектов этого соглашения. В нем «Автотор» обязуется организовать производство автомобилей по полному циклу, включающему сварку, окраску и сборку, до 1 апреля 2016 г. Взамен «Автотор» хочет, чтобы правительство разрешило ему беспошлинный ввоз компонентов для 50 000 автомобилей в год. Впрочем, подтвердить эту информацию «Ведомостям» не удалось.
Ведомости; 05.12.07