Льгот не жаль - была бы польза
С 1 апреля Калининград должен взять курс на полноценное развитие
Прибалтийский анклав старательно примеряет на себя федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", вступающий в силу с 1 апреля. Дискуссии порой достигают такого накала, будто и не было накануне многомесячной острейшей полемики и речь идет всего лишь об одном из очередных законопроектов, который можно переписать в одночасье заново. Так, генеральный директор консалтингового центра "Бизнес-эксперт" Георгий Дыханов заявил недавно, что идея привлечения инвестиций за счет налоговых льгот чревата реанимацией мифа о "черной дыре".
Напомним: новый закон об Особой экономической зоне в Калининградской области рассчитан на 25 лет. Участниками ОЭЗ смогут стать зарегистрированные в регионе юридические лица, чей инвестиционный вклад в регион за три года составит не менее 150 миллионов рублей по каждому заявленному проекту. Кроме того, не менее 70 процентов производства продукции и услуг и 90 процентов в стоимостном выражении собственных и арендованных средств вновь создаваемого предприятия должны находиться на территории области, а более 50 процентов сотрудников должны являться ее жителями.
Резидентами ОЭЗ не смогут стать компании, добывающие нефть и газ и оказывающие услуги в этой сфере. Производство подакцизных товаров (кроме автомобилей и мотоциклов), оптовая и розничная торговля, ремонт и оказание финансовых услуг также не подпадают под закон об ОЭЗ. Все остальные инвесторы, отвечающие требованиям закона, на шесть лет освобождаются от уплаты налога на прибыль и еще на шесть получают 50-процентное его уменьшение. Под новые проекты предоставляются земельные участки с фиксированным размером арендной платы на весь срок действия договора между администрацией ОЭЗ и резидентом.
Резиденты зоны по-прежнему освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе импортных товаров на территорию Калининградской области. Смогут беспошлинно ввозить импорт также все те компании, которые были зарегистрированы в прежней ОЭЗ, то есть до 1 апреля 2006 года: для них правила, предусмотренные старым законом, сохраняются на десять лет. Однако при вывозе продукции на основную территорию России потребуется уплатить пошлины и налоги, рассчитанные с импортной составляющей продаваемого товара. Причем возможно это будет лишь в том случае, если конечный товар после его обработки или изготовления изменил свой классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
По мнению Георгия Дыханова, в законе просматривается непроработанность путей наполнения доходной части областного и местного бюджетов, хотя на них ложится почти непосильная нагрузка по финансированию, кроме обычных статей, мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года (всего 2,9 миллиарда рублей за 10 лет). При этом по новому закону основные крупные налогоплательщики региона смогут не платить как в местные бюджеты (налог на имущество), областной (часть налога на прибыль), так и в федеральный (налог на прибыль, таможенные сборы), зарегистрировав свое новое предприятие в качестве резидента "новой" зоны, а старое будет фактически работать в прежнем режиме.
- Получается, что крупные инвесторы будут жить за счет налогов, которые платит сейчас малый и средний бизнес, - говорит Дыханов. - В этом смысле понятна политика губернатора области Георгия Бооса, который, дабы обеспечить наполняемость бюджета, принимает жесткие меры для вывода индивидуальных предпринимателей из "тени". Но это краткосрочное решение, потому что завтра этот малый и средний бизнес окажется в неконкурентоспособной ситуации и просто не выживет. По сути, новый закон об ОЭЗ не соответствует принципам и тенденциям развития российского и международного законодательства. А это тем более неприятно, что Россия собирается вступать в ВТО.
Похожая позиция и у заведующей Центром анализа полюсов роста и СЭЗ Института экономики РАН Натальи Смородинской. На прошедшей недавно в Калининграде научно-практической конференции, посвященной 10-летию создания ОЭЗ в области, она единственная затронула тему растущего дефицита областного бюджета. Кроме того, по ее словам, бюджетная помощь в виде федеральных льгот и дотаций не страхует областную экономику ни от дальнейшей деградации, ни от внезапной дестабилизации под внешним воздействием.
- В Калининграде, как и в России в целом, дутый по характеру экономический рост, - довольно категорично заявила московский экономист-эксперт в ответ на озвученные руководителем калининградского филиала Академии народного хозяйства при правительстве РФ Виталием Ждановым показатели успешного развития Особой экономической зоны. - Он строится на статистическом накручивании объемов выпуска в основных импортозамещающих отраслях - это производство бытовой техники и автомобилей - при минимальном вкладе этих отраслей в общий объем инвестиций и налоговых поступлений. Кроме того, на успешные показатели влияют также увеличивающиеся объемы нефтедобычи.
Как считает Наталья Смородинская, со вступлением в силу нового закона об ОЭЗ калининградская экономика будет разгоняться, но без качественного развития. После вступления в ЕС соседей Калининграда - Литвы и Польши для поддержания внешнеторговой стабильности им приходится наращивать свои валютные доходы, расширяя экспортные поставки в Россию и страны СНГ. Поэтому они будут использовать территорию калининградского эксклава для облегченного беспошлинного входа на российские рынки сбыта. Такая ситуация позволит области инерционно наращивать валовый продукт.
Качественно развить экономику региона возможно лишь в случае следования современным мировым принципам экономической безопасности. Инвестиции должны нести новые технологии, стимулирующие серьезное развитие какой-либо отрасли, а инвесторы кооперировать свои усилия с соседями, тем самым интегрируя свой бизнес в глобальные экономические системы. Однако таких серьезных инвесторов одними налоговыми льготами в Калининград не привлечь.
- Прежде всего создаются привлекательные территории с развитой инфраструктурой, - говорит Георгий Дыханов. - В Калининграде, кроме отсутствия нормальной инфраструктуры в целом, - дефицит трудовых и энергетических ресурсов. Кроме того, привлекательность заключается в системе защиты от политических рисков, стабильности законодательства и отсутствии административных барьеров. Только после этого можно говорить о льготах. Фактически закон об ОЭЗ написан под нескольких московских инвесторов, часть из которых уже осуществляет свою деятельность в режиме ОЭЗ. Понятно, что инвестиции "не пахнут". Но в данном случае московские инвесторы вряд ли придут к нам с новыми идеями и технологиями. Скорее, наоборот, они попытаются развиваться за счет бюджетных программ, при этом не уплачивая налоги.
Не так мрачно оценивают перспективы развития Калининградской области чиновники и бизнесмены, принимавшие участие в разработке нового закона об ОЭЗ. Во всяком случае, по мнению большинства из них, хуже не будет. Помимо существования таможенных льгот в течение 10 лет добавляются еще и налоговые. За это время, по мнению председателя совета директоров крупного автосборочного предприятия в Калининграде Владимира Щербакова, из отверточных производств можно развить полнокровные предприятия с большой добавленной стоимостью.
Кстати
Пока обсуждается новый закон об ОЭЗ, одно из калининградских предприятий, занимающихся международными грузоперевозками, обратилось в Конституционный суд с жалобой на несоответствие закона Конституции РФ. Попутно на эту же проблему указали в открытом письме к губернатору области калининградские автотранспортники. Суть проблемы - новый закон об ОЭЗ исключает возможность существования в регионе предприятий, занятых международными перевозками. По новым правилам, с 1 апреля 2006 года автотранспортники для осуществления перевозок будут вынуждены растаможивать свои транспортные средства "на Россию" - с оплатой таможенных платежей и НДС, что делает их предприятия нерентабельными.
Российская гезета 14.02.06