Машинотехническое торможение
Июльский импорт загадывает загадки
На сайте Федеральной таможенной службы (ФТС) вчера были опубликованы предварительные данные о стоимостных объемах импорта из стран дальнего зарубежья в июле этого года.
На первый взгляд сенсации нет. За семь месяцев, по таможенной статистике, ввоз товаров достиг $85,634 млрд и по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился на 49,8%. В 2007 году это обычный темп прироста импорта (только в марте темпы снизились до 33%, см. график на стр. 11). Интересно, впрочем, отметить, что еще год-полтора назад президент Владимир Путин на совещаниях с членами кабинета министров пенял подчиненным на недопустимость 30-процентного скачка импорта: такие темпы ввоза товаров препятствуют увеличению собственного производства. Однако затем российские власти успокоились. Происходит удивительная вещь: растет и импорт, и внутреннее производство. Во многом парадокс объясняется наличием в российской экономике многочисленных запретных для иностранных товаров зон - неторгуемых или псевдоторгуемых секторов. Есть и свои конкурентоспособные товары. На Западе можно закупить турбины, но их стоимость, сроки изготовления и доставки делают их слишком дорогими, проще и дешевле заказать на месте.
Тем не менее несколько июльских показателей, подсчитанных в ФТС, все же претендуют на сенсационность. Во-первых, в июле по отношению к предыдущему месяцу произошло замедление общих темпов роста импорта из дальнего зарубежья - всего лишь 3,5%. Во-вторых, что еще важнее, прекратился рост импорта машинотехнической продукции, необходимой, как известно, для модернизации и роста российской промышленности. По данным таможенной статистики, в июле стоимостный объем ввоза машиностроительной продукции остался практически на уровне предыдущего месяца - $7,905 млрд (всего июльский импорт достиг $14,6 млрд).
Темпы увеличения ввоза автомобилей, электротехнической и оптической техники остаются весьма высокими. ФТС сообщает, что закупки электрооборудования выросли на 24,1%, оптических инструментов и аппаратов - на 19,6%, наземного транспорта - на 12,3%. И несмотря на это, машинотехнический импорт в июле забуксовал. Главный виновник - механическое оборудование. Его ввоз упал по сравнению с июнем в стоимостном выражении сразу на 25,6%.
Эксперты, опрошенные "Газетой", затруднились дать однозначный ответ о причинах и, главное, последствиях падения импорта всевозможных станков и прочего железа, перечисленного в 84-й группе Таможенного тарифа РФ. В частности, в МЭРТе корреспонденту "Газеты" заявили, что делать какие-либо серьезные выводы только из июльской статистики рано, надо дождаться итогов третьего квартала. Июльский же спад можно объяснить, например, особенностью реализации тех или иных контрактов на поставку оборудования: "железо" уже поставили - дело за умной электротехнической начинкой.
Однако некоторые эксперты все же обеспокоены.
Июльский спад ввоза машинотехнической продукции может свидетельствовать о двух зарождающихся тенденциях, направленных к тому же друг против друга.
Лидеры машиностроительной отрасли не скрывают негативного отношения к импорту "железок": их можно произвести и на местных заводах. Российской промышленности не хватает передовых технологий. И то, что импорт электротехнического (в него входят и компьютеры) и оптического оборудования продолжает расти, может свидетельствовать о смене курса при импортных закупках - усилении ориентации на передовые технологии. К тому же, по данным Минпромэнерго, российское производство механического оборудования только в январе-апреле этого года выросло на 52%. И, по оценке ведомства Виктора Христенко, именно эти "железки" уже являются двигателем всего машиностроения.
Однако стагнация всего машинотехнического импорта в июле может говорить и о другом. Вполне вероятно, что это звонок, предупреждающий правительство о приостановке инвестиционного спроса, а вслед за ним и экономического роста.
Импорт - это зло или благо?
ИВАН СИЛАЕВ / вице-президент Российского союза машиностроителей:
Сейчас все внимание обращено лишь в четырех провозглашенных президентом направлениях: доступное жилье, сельское хозяйство, здравоохранение и учеба. Конечно, они очень важны, но для выполнения этих нацпроектов необходимо оборудование, машины и механизмы. То есть должен появиться пятый приоритет: реструктуризация и инновационное развитие машиностроения. Уже больше года назад я написал президенту письмо, но ответа не получил.
ЕЛЕНА ПАНИНА / зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму (фракция "Единая Россия"):
Зависит от ситуации. Если мы пока не делаем машины и оборудование, которые нужны для производства современной продукции, а также не обладаем технологиями, то почему бы их не импортировать? С другой стороны, для того, что мы уже можем производить сами на должном уровне, также нужно создавать условия: не должно быть недобросовестной конкуренции со стороны импорта. Грамотная экономическая политика выстраивается как раз на том, чтобы правильно сбалансировать таможенно-тарифную политику и получить должное соотношение импорта и экспорта. Сегодня многое делается неправильно, потому что продукция производителей легкой промышленности могла бы вполне успешно конкурировать на рынке, особенно с незаконно ввозимой челноками продукцией. А вот оборудование, станки и технологии нужно обязательно импортировать, не только уменьшив при этом таможенные тарифы, но и отменив НДС.
АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКО / директор Фонда развития трубной промышленности:
Мы всегда стояли за добросовестную конкуренцию и не занимались созданием особых протекционистских мер. Наша продукция конкурентоспособна, все новейшие мощности введены за последние три-четыре года и имеют высокий технический уровень. Кроме того, растет объем заказов, экспорт и вообще вся динамика. Однако мы сталкиваемся с протекционистской политикой ряда сопредельных государств. На западе это Украина, которая провела эксперименты в горно-металлургическом комплексе, списав пени, штрафы и растянув время основного долга. В результате у них налоговая нагрузка на тонну трубы стала в два раза ниже, чем у нас, то есть мы столкнулись с экономически необоснованными ценами. Однако протянули Украине руку, договорившись об объемах их труб на нашем рынке. Но в 2004 году под действием «ветров с Майдана» джентльменское соглашение прервалось и пришлось идти по пути «торговой войны». Теперь аналогичная проблема возникает и на востоке: с КНР и ее государственными предприятиями, госпланом и льготными тарифами. Пока что пытаемся договориться.
Импорт товаров в июле 2007 года
Наименование товарной группы | Объем импорта ($ млн) | Доля в общем объеме импорта | Рост по отношению к июню 2007 года | Рост по отношению к июлю 2006 года |
---|---|---|---|---|
Мясо и субпродукты | 425,2 | 2,9 | 104,2 | 104,1 |
Рыба | 113,1 | 0,8 | 114,7 | 139,1 |
Молочные продукты | 73,7 | 0,5 | 97,2 | 131,5 |
Овощи | 56,5 | 0,4 | 47,5 | 157,8 |
Фрукты и орехи | 255,2 | 1,7 | 99,1 | 152,3 |
Зерновые культуры | 10,5 | 0,1 | 51,9 | 95,0 |
Масло растительное | 51,8 | 0,4 | 113,3 | 132,9 |
Сахар | 130,7 | 0,9 | 82,3 | 89,9 |
Алкогольные и безалкогольные напитки | 127,3 | 0,9 | 105,5 | 174,2 |
Табак | 99,4 | 0,7 | 87,3 | 147,3 |
Химическая продукция | 2056,0 | 14,1 | 108,2 | 137,2 |
Текстильные изделия и обувь | 684,0 | 4,7 | 159,9 | 189,9 |
Машиностроительная продукция | 7905,0 | 54,1 | 99,0 | 150,9 |
В том числе: | ||||
Механическое оборудование | 2484,0 | 17,0 | 74,4 | 132,2 |
Электрооборудование | 1814,7 | 12,4 | 124,1 | 157,4 |
Железнодорожные локомотивы | 12,9 | 0,1 | 174,7 | 129,1 |
Средства наземного транспорта | 2885,9 | 19,8 | 112,3 | 184,8 |
Летательные аппараты | 143,3 | 1,0 | 107,1 | 75,0 |
Суда и плавучие средства | 71,2 | 0,5 | 119,8 | 66,9 |
Инструменты и аппараты оптические | 493,0 | 3,4 | 119,6 | 146,2 |
Газета (Москва); 09.08.2007