13.12.07

Между двух зол

Признаком приближающегося нового года на западной и северо-западной границах России давно уже стали длинные очереди на международных пунктах пропуска (МАПП) со стороны Финляндии и прибалтийских государств. Компании-импортёры стремятся до нового года закрыть оставшиеся контракты, поэтому объёмы автомобильных грузоперевозок резко увеличиваются.

Автомобильные очереди на МАПП сейчас в полтора-два раза больше, чем в прошлом году в аналогичный период, отметил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов на международной конференции, посвящённой решению этой проблемы и состоявшейся в Торгово-промышленной палате. Несмотря на то, что таможня увеличивает численность персонала на проблемных МАПП и внедряет новые досмотровые комплексы, ситуация кардинально не меняется.

Как сообщил Андрей Бельянинов уже на заседании российско-финской рабочей группы, посвящённой работе погранпереходов, Россия выступила с предложением передавать информацию о товарах и транспортных средствах, следующих из стран ЕС в Россию, в электронном виде. Это помогло бы ускорить процесс пересечения грузовиками российской границы. «Предложение российской стороны было высоко оценено представителями Финляндии, но отвергнуто Евросоюзом. Представляется, что Евросоюз пока реально не заинтересован во внедрении такой технологии в широких масштабах», – отметил Андрей Бельянинов. Он пояснил, что согласно существующим в ЕС правилам каждая отдельная страна не может вести диалог с другим государством, не входящим в Евросоюз. Согласие на такого рода действия должно быть получено всеми членами ЕС.

Как сообщил глава ФТС, после долгосрочных консультаций комиссия Евросоюза постановила, что работf в режиме предварительного информирования между ЕС и Россией может быть начата не ранее первого квартала 2009 года.

По оценке ФТС, наиболее проблемными пунктами пропуска на северо-западной границе России являются МАПП Торфяновка, Брусничное (граница с Финляндией), Бурачки, Убылинка (граница с Латвией), Ивангород (граница с Эстонией). Сейчас все эти пункты пропуска работают с перегрузкой в 2– 2,5 раза, вызванной переориентацией грузовых потоков с белорусского направления на прибалтийское, а также увеличением перевалки грузов из портов Финляндии. «Несмотря на то, что обустройство пунктов пропуска идет в соответствии с утвержденным графиком ФЦП «Государственная граница», на строительство пункта уходит в среднем два года. Поэтому ощущается острая нехватка полос контроля, оборудованных рабочих мест, технических средств таможенного контроля», – заявил Андрей Бельянинов.

Разрешить сложившуюся ситуацию помогла бы переориентация транспортных потоков на другие пропускные пункты, отметили участники совещания. В привлечении российских транзитных грузопотоков заинтересована Белоруссия. Председатель Государственного таможенного комитета этой страны Александр Шпилевский заявил, что благодаря модернизированной телекоммуникационной инфраструктуре во всех пунктах пропуска сокращены издержки перевозчиков за счет ускоренного информационного обмена с таможнями России. К примеру, информация об оформленном в МАПП Козловичи грузе уже через 15 минут поступает в Минск и через 30 минут – в Россию. А введение с 1 января 2008 года единой формы таможенных документов, унифицированной с аналогичными документами России и ЕС, будет еще одним шагом в упрощении пограничных формальностей. Как сообщил Александр Шпилевский, в следующем году после реконструкции автомобильных пограничных переходов Белоруссии их общая пропускная способность составит 20 тыс. грузовых автомобилей в день. Это в четыре раза больше, чем в настоящее время. Но и сейчас многие МАПП в Белоруссии имеют неполную загрузку. Например, Котловка и Каменный Лог на белорусско-литовской границе загружены всего на 60%. «Мы готовы взять грузопоток из Латвии через Литву, чтобы разгрузить пункт пропуска Бурачки на российско-латвийской границе», – отметил Александр Шпилевский. Однако пока белорусские погранпереходы не вызывают большого доверия у российских грузоотправителей, которые диктуют перевозчикам, через какой погранпереход им ехать. Иногда срабатывает инерция: у многих свежи в памяти случаи, когда за незначительные нарушения белорусские таможенники конфисковывали машину с грузом. Но чаще перевозчики стараются избегать навязываемых им приграничных коммерческих услуг.

Как рассказал «Гудку» начальник коммерческого отдела одной из российских транспортных компаний, белорусские таможенники перестали в открытую заниматься вымогательством. Вместо этого они «сливаются в экономическом экстазе» с обосновавшимися на границе коммерческими структурами. «Инспектор таможни ищет любой предлог, чтобы отправить водителя в сервисные службы. Электронное декларирование, переводы, ксерокопирование – то, что таможня должна выполнять бесплатно, – переложены на эти структуры, которые возглавляют бывшие высокопоставленные сотрудники таможни», – говорит источник «Гудка».

Платежи с каждым днем становятся все больше. Особенно страдают от этого перевозчики сборных грузов, на которые требуется множество документов. Расходы с одной машины на навязанный сервис составляют от 3 до 5% от суммы фрахта, что для перевозчиков и соответственно для грузоотправителей очень ощутимо. В итоге подъездные пути к прибалтийским и финским погранпереходам по-прежнему забиты грузовиками. Бизнес выбирает наименьшее зло.

«Гудок», 13.12.2007