Механизмы оптимизации таможенных процедур и логистики
Стенограмма доклада Р. В. Давыдова на Международном экспортном форуме «Сделано в России» 21 октября 2022 г.
Кириллова Алевтина Григорьевна, доктор технических наук, профессор, руководитель проекта по развитию цифровой логистики АО «Российский экспортный центр»: Я хотела бы поблагодарить ФТС России за активную совместную работу в направлении по формированию «зеленых коридоров» и адресовать первому заместителю руководителя ФТС России Руслану Валентиновичу Давыдову несколько вопросов:
– Какие уже механизмы оптимизации таможенных процедур запустили между Россией и Турецкой Республикой, какие совместные проекты уже удалось успешно реализовать, в том числе, по коридорам из Центральной Азии и коридору Север – Юг?
– Как Вы рассматриваете цифровизацию, как определенный механизм ускорения прохождения контрольных процедур?
Р. В. Давыдов: «Большое спасибо! Хотел бы поприветствовать всех участников Форума, поблагодарить Российский экспортный центр за прекрасную организацию работы, за интересные дискуссии.
Отвечая на Ваш вопрос, хотелось бы начать с общего, с главного. Федеральная таможенная служба за последние годы провела целый ряд комплексных серьезных реформ, реализована Комплексна программа развития до 2020 года, все декларирование переведено в электронный вид, создана территориально распределенная сеть центров электронного декларирования, в которых оформляются все декларации в электронном виде, их 16. И вчера, буквально, мы достигли значимой цифры – это 1 миллион автоматически выпущенных деклараций на товары. То есть, это из 3 миллионов деклараций 1 миллион выпускается полностью автоматически в течение буквально секунд без участия должностных лиц таможенных органов. Поэтому сегодня уже можно сказать, что и пандемия 2020 года, и нынешний санкционный год, показали, что система таможенных органов – это гибкая, способная быстро адаптироваться к любым изменениям система, которая подстраивается под интересы государства, под интересы бизнеса, и взаимодействует с различными партнерами как в Российской Федерации, в Европейском Союзе, так и в третьих странах.
Собственно говоря, наши оппоненты неоднократно говорили, что экономика России разорвана в клочья, что все у нас плохо. Могу сказать, что мы, наверное, первые видим пульс вот этой экономики, потому что мы видим работу пунктов пропуска, мы видим внешнюю торговлю, которая как всегда быстрее реагирует на все внешние изменения. Что хочется отметить в этом году. После резкого первого спада санкционного, который случился у нас в марте-апреле, в первую очередь, надо «снять шляпу» перед нашим бизнесом и институтами, которые помогают бизнесу. Я могу сказать, что где-то к середине июля мы увидели, что бизнес перестроился, стабилизировался импорт, абсолютно удивительно, что идет даже ровнее, чем в прошлые годы, если смотреть по объемам, количеству деклараций – с середины июля мы идем очень ровно, немножко поступательно, по чуть-чуть, но прибавляем. Серьезных проблем с поставками основных товаров народного потребления, продовольственных товаров у нас нет.
Экспорт у нас, понятно, в связи с ценами опережает прошлый год, поэтому показатели внешней торговли говорят о том, что нашим оппонентам не удалось достичь тех результатов, на которые они рассчитывали.
Что касается транспортных коридоров. Таможня, как основной игрок пунктов пропуска бесшовной логистики, в первую очередь уделяет внимание тому, чтобы в пунктах пропуска, в местах основного оформления не создавать препятствий, чтобы из-за нас не возникали «пробки», не возникали задержки. Добавлена штатная численность в пунктах пропуска. Практически в этом году мы добавили почти 1000 человек на пункты пропуска. При чем, как говорят управления – это искусство предвидения, планировалось это ранее, но добавлены люди именно на те транспортные коридоры, которые сегодня востребованы – это «Север – Юг» и «Восток – Запад».
Действительно, логистика кардинальным образом меняется. У нас очень серьезный рост на Дальнем Востоке. По августу, по сентябрю порты Дальнего Востока вышли на рекордные показатели за историю наблюдений. 64 тысячи контейнеров на ввоз по Дальнему Востоку было оформлено в августе месяце. Это исторический рекорд. Существенный прирост идет и по южному направлению и, видимо, южное направление будет все больше и больше востребовано.
Да, есть пока проблемы с сухопутными пунктами пропуска, они находятся в стадии реконструкции, мы сейчас работаем по сути дела в состоянии стройки, которую ведет Министерство транспорта. Надеемся, что к концу этого года, по крайней мере, нам так обещают, основные проблемы со стройкой в сухопутных пунктах пропуска на российско-грузинской, на российско-азербайджанской границах будут решены. Буквально на следующей неделе мы вместе с министром экономического развития туда вылетаем, будем смотреть, какое текущее состояние дел на сухопутных пунктах пропуска.
Что касается Турции, Новороссийска – наверное, не стоит его отрывать от общего коридора «Север – Юг», потому что, если брать товары, которые перемещаются по этим маршрутам, это все суть товара из одного источника. Если плохо на сухопутных пунктах пропуска, они должны иметь возможность прийти на море, если на море шторм, в Новороссийске, то тогда у них должна быть возможность проехать по суше.
Сегодня мы наблюдаем очень существенный рост внешней торговли с Турцией, конечно, он обеспечен, в первую очередь, экспортом наших энергоносителей. Сегодня Турция выбралась на второе место среди наших внешнеторговых партнеров. 42,5 миллиардов долларов за 9 месяцев. Уже в этом году может приблизиться к 60. Но мы видим и серьезный рост импорта турецких товаров: это 12,7 % по 9 месяцев. В основном это плодоовощная продукция. Соглашусь с тем, возможности наращивать паромные поставки автомобилями, которые перемещаются на паромах, это серьезный резерв, который следует развивать.
С Турцией у нас давнее и устойчивое партнерство, с 2008 года действует так называемый «зеленый коридор». Мы со всеми странами, которые входят в этот ареал коридора «Север-Юг» ведем работу по взаимному признанию уполномоченного экономического оператора. То есть к добавлению к самому товаропотоку, возможность инфраструктурного перемещения товаропотока, мы должны добавить свою стоимость в этот проект за счет того, что мы способны быстро и оперативно обрабатывать грузы с точки зрения контроля. Это возможно в том случае, когда ты знаешь своего клиента. Есть такой тезис, он и в таможенной среде очень популярен, востребован. Уполномоченный экономический оператор – это компания низкого уровня риска по определению. Поэтому весь мир идет по направлению взаимного признания уполномоченных экономических операторов и создания безопасных цепочек поставок с участием этих самых уполномоченных экономических операторов.
2 месяца назад, в августе, подписан трехсторонний протокол Россия-Иран-Азербайджан по упрощению процедур транзита между тремя странами. Работа на выходе, я считаю, со всеми странами южного региона, с Китаем, Индией по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов, и наши «зеленые коридоры» – и действующие, и будущие будут переформатироваться в направление формирования вот этих безопасных цепочек поставок с участием уполномоченных экономических операторов с обеих сторон.
Есть еще, как говорит молодежь, лайфхаки, которые мы применяем, в частности, по Новороссийску, это ввиду отставания каких-то инфраструктурных моментов, мы эти инфраструктурные моменты создаем в удалении. Технология обработки парома в течение 24 часов заключается в том, чтобы иметь возможность эти машины, прицепы быстро вытягивать на иную площадку и уже там проводить, не в самом порту, а на удаленной площадке проводить, если понадобиться, все контрольные процедуры. Это сделано, определен склад временного хранения, удаленная площадка определена, то есть подготовлены условия для такой работы. Аналогичная работа проводится и по сухопутной границе, в районе Верхнего Ларса у нас 2 площадки определены, в районе Ярак-Казмаляра, тоже самое делается и на Дальнем Востоке.
И, конечно же, информационное взаимодействие с нашими партнерами. Страны не очень охотно идут на то, чтобы раскрывать коммерческую значимую информацию своих компаний, но наш аргумент очень простой – если это поставка прямая, если это их экспорт к нам или наш экспорт к ним, то, по сути дела, данные должны совпадать. Поэтому имея данные, имея сегодня высочайший уровень цифровизации наших процедур, у нас есть возможность в автоматическом режиме, я возвращаюсь к тому, с чего начал, то есть вот эти очень серьезные показатели работы – в течение 24 часов нужно обработать паром, они возможны только в том случае, если процедура у нас автоматизирована. Все это нанизывается на безопасную цепочку поставок, и я не сомневаюсь, что Федеральная таможенная служба, и вы можете не сомневаться, что наши сотрудники обеспечат бесшовную логистику, мультимодальную логистику, много можно еще говорить, но время неумолимо. Мы действительно находимся в плотном контакте и с Российским экспортным центром, и с бизнес-сообществом и вот эту синергию мы готовы обеспечить. Спасибо».