Мешают торговать
Российско-Германская Внешнеторговая палата провела опрос среди ведущих немецких компаний в РФ на предмет экономической конъюнктуры в нынешнем году. 57% опрошенных фирм заявили об ожидаемом росте продаж в нашей стране до 60% по сравнению с прошлым годом. Причем увеличение в 2 и более раз заявили 2% компаний. И лишь 16% компаний прогнозируют сокращение товарооборота с Россией.
Отметили немецкие предприниматели и препоны на пути роста объемов внешней торговли и инвестиций в РФ. Среди них бюрократия, коррупция, непоследовательность в проведении реформ и проблемы в области таможенного законодательства.
Непосредственно последней и коснулся Генеральный секретарь Ассоциации Европейского бизнеса в России Франк Шауфф на прошедшей в Москве конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества". Западные предприниматели, по его словам, с радостью восприняли образование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Поскольку упрощены многие таможенные процедуры не только для непосредственных участников ТС, но и для третьих стран. Сокращено количество требуемых таможней документов, оптимизирован порядок ввоза коммерческих и научных образцов и т.д.
И хотя преимущества ТС пока не оценишь в цифрах, герр Шауфф назвал его "величайшим завоеванием последних лет, одновременно представляющим новые возможности и порождающим много проблем для европейского бизнеса".
Таможенный кодекс ТС при всех своих плюсах имеет и минусы. Он постепенно обрастает другими документами, необходимыми для функционирования ТС (всего в области таможенного дела действует около 1 тысячи нормативных актов). В нем также содержится много отсылок к национальному законодательству. А действующий пока ТК РФ не отвечает на многие отсылочные положения.
Закрыть эту брешь должен будущий закон о таможенном регулировании в РФ. Хотя и он, считает Ф. Шауфф, при всех его достоинствах содержит положения, беспокоящие представителей евробизнеса. В частности, члены АЕБ опасаются, что сокращенные сроки обработки грузов могут служить основанием для таможни к продлению сроков их выпуска. А срок таможенного контроля после выпуска товара в обращение, по их мнению, наоборот, слишком длинный.
Среди других претензий - невозможность уплаты платежей любым заинтересованным лицом, устранение возможности использования генерального обеспечения. Таким образом, вносимое таможенными представителями и уполномоченными экономическими операторами (УЭО) генеральное обеспечение в размере 1 млн евро по сути является мертвым грузом на бизнес.
Кстати, введенный с июля институт УЭО отнюдь не является свежей идеей в мировой практике таможенного регулирования. По сути, отметил Шауфф, новая терминология была введена для уже существующей группы лиц, которым таможенные органы доверяют и которые могут претендовать на упрощения при оформлении и контроле. Поэтому бизнес беспокоит, что создание нового института повлечет за собой отмену упрощенных поцедур вплоть до получения участниками ВЭД нового статуса.
ФЗ также не решает проблемы основного принципа таможенного регулирования - выборочности контроля. Сейчас отсутствуют механизмы разделения участников ВЭД на тех, кто пользуется и не пользуется доверием таможни. Это, по словам главы АЕБ, не способствует эффективности работы ни бизнеса, ни таможни.
Это мнение поддержал и исполнительный директор Российско-Германской Внешнеторговой палаты Александр Маркус. Среди основных проблем таможенного регулирования в России (а теперь и в ТС) он назвал участившиеся случаи "некорректной корректировки таможенной стоимости" или самовольной переклассификации ввозимых товаров. При этом на просьбу дать письменное заключение по КТС таможня отвечает отказом. Обеспечить прозрачность процедуры в данном случае могла бы обязательная выдача письменного заключения о необходимости КТС.
Европейские коллеги сошлись во мнении, что много проблем в таможенной сфере порождает параллельное формирование ТС и реализация концепции переноса таможенного оформления к границам. Ибо некоторые их положения абсолютно не стыкуются. В частности, концепция обязывает российскую таможню развивать места таможенного оформления и контроля на внешних границах РФ, а ТС предполагает те же функции на своем внешнем контуре.
К тому же, как отметили Ф. Шауфф и А. Маркус, логистические потоки товаров в Россию складывались годами, и поэтому резкое сокращение количества таможенных постов в Московской и Ленинградской областях в рамках первого этапа реализации концепции породило много неудобств для зарубежных участников ВЭД.
Ко II кварталу 2011 года основная часть контроля уже должна проходить на границе РФ, где, по мнению Ф. Шауффа, пока нет ни должной инфраструктуры, ни нужного количества квалифицированных кадров. Европейские инвесторы могли бы помочь России в решении инфраструктурных вопросов, например, строительстве таможенно-логистических терминалов. Но при условии большей открытости со стороны ФТС в отношении планов и перспектив подобного переноса. А таможенникам, похоже, и самим не ясно, что и как будет дальше. Ведь уже сейчас, на ходу, происходит пересмотр концепции, и контроль некоторых товаров возвращается внутрь страны.
"Российская Бизнес-газета" №775 (42) от 9 ноября 2010 г.